Main menu

Выборка по тегам

Зачем обидчивым людям знать тайны психики

Лиля сжала губы, закатила глаза и села напротив меня на старенькую табуретку. «Ну, сейчас начнется…» — подумала я. И приготовилась выслушать очередную порцию жалоб и обвинений в адрес всего мира за то, что ей, бедной Лиле, так плохо живется на этом свете, все ее обижают и когда она раздает свои советы, ее и слушать никто не хочет. Не ценят и не уважают, в общем.

Зачем обидчивым людям знать тайны психики

Разговоры эти всегда были длинными и давались нам обеим особенно тяжело. Мне — потому что всегда хотелось крикнуть: «Лиля, ты посмотри не себя со стороны!!! Почему ты считаешь, что все вокруг тебе что-то должны и почему кто-то должен выслушивать твои советы???»  

Но делать этого было нельзя, потому как подруга непременно бы оскорбилась и сразу бы записала меня в свой длинный список «обидчиков».  

А Лиля прекрасно знает, что я понимаю причины такого ее поведения — я уже несколько лет, как прошла тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», и теперь подруга в каждый свой визит ждет, что я скажу что-нибудь такое этакое, что моментально решит все ее проблемы.  

Причины проблемы  

И все-таки Лилю мне было жаль. Она жила так, как могла, барахталась с переменным успехом — то приближаясь к краю, то отдаляясь от него. И вовсе не потому, что жизнь и правда была к ней «несправедлива», как ей всегда казалось.

Ее проблема имела вполне логичные закономерности между настоящим и прошлым, увидеть которые без понимания общего устройства человеческой психики совершенно невозможно.

Ну а как со стороны обычный человек, не обладающий системным мышлением, может увидеть взаимосвязь между регулярными унизительными криками матери на своего ребенка, бесконечными поторапливаниями «давай, давай, скорей пошли, долго ты еще будешь копаться?» и состоянием взрослого человека, которому кажется, что его все обижают, что мир к нему несправедлив.

Да никак это не проследить, пока не узнаешь, что такое вектора, каковы их свойства и к чему приводит стресс в каждом векторе.

Взять, к примеру, ту же Лилю. У нее есть вектор, который с рождения вызывал в ней обостренное чувство справедливости, заключающееся в равенстве во всем. То есть хорошо — это когда «сколько отдал, столько и получил».  

Если получил больше, чем отдал, то возникает чувство вины, которое заставляет выровнять нарушенное равновесие.  

А если получил меньше, чем отдал, то появляется обида и желание отомстить, что тоже является бессознательным «выравнивателем» состояния людей с этим вектором.

В любом случае, если где-то или в чем-то баланс равенства нарушается, то в душе наступает дискомфорт, причину которого объяснить себе человек часто не в состоянии.

Зачем обидчивым людям знать тайны психики

Обиды из детства

В случае с Лилей огромным «перекосом квадрата равенства» стало рождение младшей сестры.  

Потому как все внимание, мамина любовь и забота, которые, по мнению Лили, должны были доставаться только ей, вдруг не просто разделились, а разделились совершенно «не поровну». Теперь младшей сестре доставалось почти все, как казалось Лиле, а ей, теперь уже старшей сестре, — малые крохи по сравнению с тем, что было раньше.

То есть получалось, что Лиля любила маму как раньше, отдавала ей любви столько же, а после рождения сестры стала получать от мамы любви, как ей казалось, меньше, нежели раньше. Иными словами, нарушилось необходимое для Лилиного комфорта равенство.

Выровнять состояние ребенка, чтобы не давать обиде на маму разрастаться со стремительной скоростью, уже тогда было можно и нужно, причем обязательно.

Для этого частично хватило бы понимания особенностей психики такого ребенка и взаимодействия с ним согласно его векторам. Например, если бы мама перестала тогда торопить свою слишком медлительную, как ей казалось, старшую дочь всегда и во всем, начала бы хвалить ее за настоящие поступки, говорить ей «спасибо» там, где уместно, — это могло бы помочь девочке преодолевать свои плохие состояния, так как из ее жизни исчезли бы дополнительные причины для стресса.  

Почему стресса?  

Да потому, что ребенок с анальным вектором от природы медлительней, тем более, при шустрой и быстрой маме с кожным вектором. Он делает все неторопливо, но качественно, а когда вы его торопите, его психика стрессует.

А еще для ощущения комфорта ему требуется также неторопливо вести свой рассказ. И если вы его перебиваете, ребенку с анальным вектором приходится начинать все заново, потому что не может продолжать с того места, где его перебили. И это тоже стресс для «анальной» психики малыша.  

Отсутствие адекватной похвалы также губительно для психики таких детей. Ведь ребенок старался и ждет, что его старания получат заслуженное одобрение. Снова то, о чем мы говорили: сколько от себя отдал, столько же хочет получить. А если этого не происходит — опять стресс.  

Какие ранимые, подумаете вы.  

И будете правы. Но каждый вектор будет раним по-своему. И для ребенка с кожным вектором, к примеру, не будет никакого стресса от всего описанного выше, кроме криков матери, зато могут возникнуть проблемы из-за других моментов неправильного взаимодействия.

Зачем обидчивым людям знать тайны психики

Когда дома страшно

Однако, кроме понимания свойств психики детей, то есть их векторов, есть еще одна очень важная вещь, которую можно было бы назвать базой, на которой психика ребенка развивается или не развивается… Это — ощущение безопасности и защищенности, которое ребенок получает от своей матери. 

В этом Лиле тоже не повезло. Ее мама многие десятки лет находилась в жутких переживаниях из-за потери хорошей работы, из-за проблем с отцом, из-за отсутствия привычного материального уровня жизни. Сконцентрировавшись на своих бедах и находясь в страхе перед завтрашним днем, она бессознательно транслировала свое состояние и своим дочерям.  

Неуверенность в завтрашнем дне осложняла состояние старшей дочери еще больше. Хотя о том, «как мы будем теперь жить? мы не сможем теперь купить мне сапоги? мужик ты или тряпка, придумай что-нибудь…», Лиля могла бы и не знать, если бы не слышала этих слов матери регулярно во время ее скандалов с отцом.  

И как вы думаете, что теперь занимало мысли девочки больше, чем учеба, чем общение со сверстниками?  

Конечно же, страх.  

В душе малышки уже тогда поселился страх перед будущим. Не особо понимая, почему будущее должно быть страшным, она каждой частичкой своей души ощущала, что это будет именно так. А иначе почему ее мама так переживала из-за того, что будет завтра?  

В ситуациях, когда ребенок лишен ощущения безопасности, психика его перестает расти, развиваться в своих свойствах, на первое место выходят другие потребности: выжить хоть как-нибудь.  

А вот во взрослой жизни он может пользоваться только тем объемом психики, который в нем вырос до подросткового периода.

Другими словами, если ребенок не успел развить свойства анального вектора, не научился быть, к примеру, профессионалом, чтобы давать экспертную оценку происходящему, он может взаимодействовать с миром, как тот же критик, только не эксперт в вопросе, а просто критикан без понимания сути предмета, но с острой потребностью высказать свое мнение.

Или как в случае с Лилей: не выучившись настолько, чтобы обучать чему-то других людей, как бывает со многими людьми с анальным вектором, девушка начала попросту поучать всех и вся, раздавая свои советы направо и налево, что, конечно же, никому не нравилось. А ведь если бы она получила педагогическое образование, то могла бы стать чудесным учителем.

Зачем обидчивым людям знать тайны психики
…………..

Итак, потеря безопасности и защищенности, обеспечиваемых мамой, постоянные стрессы в анальном векторе и привели к появлению стойкой обиды на свою мать.  

И все бы ничего, подумаешь — обиделась. Но не все так просто.  

Человек, обиженный на свою мать, переносит свое состояние обиды на весь мир. То есть как он обижался на маму, считал ее несправедливой к себе, так он, перешагнув пубертат, начинает ощущать и всех людей, которые его окружают. Так он оценивает все события, которые с ним происходят.  

Почему?  

Потому что для всех людей, а для людей с анальным вектором особенно, первое восприятие мира и есть его мама. Ребенок рождается от матери, видит ее первой, именно она отдает ему заботу, внимание, любовь — то есть является целым миром для младенца, сохраняя его психическое и физическое в целости и благополучии.

А теперь вопрос: может ли такой человек стать счастливым в жизни, если что бы кто-то ни делал для него, ему все равно кажется, что ему дали меньше, чем другим, и снова поступили с ним несправедливо?  

Вот именно…

И еще один момент, который необходимо упомянуть. Когда человек воспринимает мир через обиду, он склонен каждый день в настоящем набираться больших и малых обид от окружающих его людей.  

И что же происходит потом?  

А потом происходит самое ужасное. Ведь человек не просто обиделся и забыл. Так бывает только у кожников, вернее, они даже не обижаются, а просто быстро забывают неприятные ситуации.  

Человек с обидой проживает ту ситуацию снова и снова. Каждый раз заново переживая все свои ощущения, с каждым новым воспоминанием добавляя новый кирпичик в свою башню неприятных воспоминаний. И рано или поздно эта башня становится такой огромной, что человек уже просто не в состоянии из-под нее выбраться.  

А когда на самом деле во временном отрезке была та ситуация, когда его обидели?  

Правильно — в прошлом!

Вот и выходит, что человек сам себя замуровывает в башне из собственного прошлого, причем полного неприятных, рвущих душу воспоминаний.  

А человек, живущий прошлым… может ли он ощущать настоящее таким, какое оно есть на самом деле?  

Спасение для Лили

И сидит теперь бедная Лиля передо мной на старенькой табуретке, жалуется на то, что никто не хочет ее понять. Она же столько пережила, вся ее жизнь — сплошная несправедливость, все ее обижают…  

А я подхожу к ней, обнимаю ее и, искренне желая помочь, говорю:  

«Лиль, ну ты же знаешь, пока не разберешься в своей психике, ничего не изменится. Скоро снова бесплатные онлайн-занятия. Приходи, не пожалеешь.

А пока почитай, что говорят люди, которые научились разбираться во всех тонкостях человеческой психики».

«…Постепенно я начала раскручивать клубок ужасных обид, который душил меня и не давал возможности радоваться жизни. 
Я осознала то, что заставляло меня быть такой, я поняла себя, я научилась понимать других. Это сложно передать словами, но у меня теперь состояние «вне обиды» вообще. После того как ушло чувство обделенности, пришла неспособность обижаться в принципе на людей. Меня вообще невозможно обидеть! 
Как? Как это сделать? Как я могу сейчас обижаться на кого-то, если я прекрасно понимаю, что движет этим человеком? Как я могу обижаться на него за то, что ему плохо и свое «плохо» он пытается вылить на меня? Он же не умеет по-другому …Жить без обиды — для меня это огромное достижение и облегчение. Как будто сотни кило свалились с моей бедной шеи. Это невероятное ощущение…»
Анна Б., Тверь

«…У меня в жизни (как оказалось) накопилось множество обид. Я часто зависаю в прошлом и люблю "посмаковать" какое-нибудь неприятное событие, попереживать. Это не самое лучшее состояние — возникает уныние, разочарование, развивается негативизм. 
Тренинг помог мне сначала осознать свои обиды, а затем и справиться с ними. Не могу сказать, что все так уж радужно у меня сейчас, но во многом стало легче. Значительно снизилось раздражение от людей. Ушли обиды на близких (полностью). Это, пожалуй, самый важный результат для меня…» 
Ирина К., преподаватель немецкого и английского языка, Москва

Автор Анна Медникова
Корректор Клара Евдокимова

 

Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий авторизировавшись через любую из представленных социальных сетей либо просто указав имя и эл. почту

   

Защитный код
Обновить

Flag Counter