Main menu

Выборка по тегам

Проблема выбора будущей профессии: как не совершить ошибку?

Окончание переходного возраста и вступление во взрослую жизнь - очень важный период в жизни любого человека. В этот момент все складывается в одну гору: гормоны зашкаливают, выпускные экзамены, большая ответственность. И на фоне этого необходимо принять одно из важнейших решений в жизни современного человека - выбор будущей профессии. Родители, друзья, учителя, интернет - начинается активный поиск идеального варианта, который бы подошел по всем параметрам.  Но, не смотря на столь тщательный подход, многие в будущем недовольны своим выбором специальности. Неужели этого нельзя избежать? Можно! Только нужно знать основы выбора профессии.

проблема выбора будущей профессии

Недавно в Украине одна из бирж труда в интернете провела опрос среди родителей. Им предложили отметить один или несколько критериев, на которые они ориентируются при выборе высшего учебного заведения и будущей профессии ребенка. Вот какие результаты получились. Подавляющее большинство, 70% держат в фокусе желания самого ребенка в выборе будущей профессии, 55% родителей указали, что настаивают на специализации, которая позже принесет ребенку надлежащий доход, 25% опираются на престижность специальности, 4% полагаются на удачу - куда удастся, туда и поступит, а 2% хотят, чтобы их дети шли по их профессиональному пути.

В том же самом опросе взрослым людям задали вопрос "Если бы у Вас была возможность вернуться назад и еще раз поступать в ВУЗ, Вы бы выбрали тот же ВУЗ и ту же профессию?" Результаты приводят в изумление, только 35% респондентов сказали, что повторили бы свой опыт. 11% согласились на свою профессию, но поменяли бы учебное заведение. Все остальные хотели бы профессию изменить, а 2% вообще отказались бы от получения высшего образования.

Только вдумайтесь в результаты проведенного опроса: больше половины наших людей не любят свою работу. Они потратили 5-6 лет своей жизни на учебу, а вот работа их по этой специальности потом не устраивает. И если бы была возможность вернуться назад, то большинство из них сделало бы другой выбор. Только вот мало у кого есть возможность поменять специализацию уже в зрелом возрасте. Выходит парадокс: во время выбора будущей профессии изо всех сил хочется как лучше, а в результате, во взрослой жизни зачастую получается как всегда.

Этот результат не удивителен для человека, знакомого с системно-векторной психологией Юрия Бурлана. Большинство родителей, конечно, будут ориентироваться на желания самого ребенка, но и не менее на свои собственные взгляды на жизнь. Если родитель имеет звуковой и зрительный вектора, он будет настаивать на интеллектуальном занятии ребенка, любую же другую работу не посчитает интересной. Родитель с кожным вектором, выбирая профессию ребенку, будет ориентироваться на будущую зарплату. А родитель с анальным вектором, подтолкнет туда, где будет уважение и почет. И, как правило, родители при этом будут в самых лучших красках описывать свою профессию, но ребенок услышит информацию по своему, трансформируя ее под свои врожденные качества. Вот почему так и получается: все вместе выбирали, а результат не всегда хороший - и выбранная профессия не нравится или не подходит.

проблема выбора будущей профессии

Проблема выбора профессии для подростка

Рассмотрев примеры из жизни разных людей, мы легко заметим простую связь между векторальным набором человека и выбором будущей профессии. Его самого или социума, который давит на подростка со всех сторон.

Я закончила деревенскую школу, 8 класс, в далеком 68-м году круглой отличницей. Меня ставили в пример другим детям, родители гордились мной. И никто не догадывался, что у меня не было любимого предмета. Я зубрила наизусть домашку просто за 5-ку. И все. Когда пришло время выбирать профессию, я просто не знала, что я хочу. Меня приводила в ужас сама необходимость выбора. И этот выбор сделала за меня старшая сестра, она в то время уже училась в строительном институте в городе. Поскольку я была круглой отличницей, мне не надо было сдавать экзамены для поступления, и сестра отнесла документы в самый престижный и потенциальный в то время техникум автоматики и телемеханики. Так началась моя учеба на техника-электрика. Три с половиной года ужаса, кошмара и сплошного позора.

Я знаю, что некоторые люди с теплотой вспоминают года студенчества - у меня все было наоборот. Из круглой отличницы я превратилась в троечницу, да и на тройки я мало тянула. Я не понимала предметы, не могла их освоить. И если в школе мне для 5-ки достаточно было вызубрить параграф, то здесь - это не помогало. Во-первых, заданий было слишком много, во-вторых, зазубренные знания совершенно не помогали решать сложные задачи.

Я учила, зубрила дни и ночи, я очень мало спала, я не ходила гулять - только иногда ездила к маме, на выходные. Я хотела быть хорошей, отличницей, выучить все. Но у меня не получалось. Я стала ненавидеть себя. Внезапно я поняла, что пятерки в школе - это была неправда. Мне их ставили незаслуженно, а так - с поблажкой и по заслугам старшей сестры. Мне было стыдно. Так стыдно и противно от самой себя, своей тупости, что это нельзя описать словами. Я закончила техникум на одни тройки и выдрала вкладыш с оценками, изорвала ее в мелкие клочья. До сих пор меня дергает, когда я вспоминаю учебу там. Но самое страшное, что мне пришлось последующие 28 лет работать по специальности...

Из подслушанного...

Данный пример из жизни очень хорошо показывает подростка с анальным вектором. Такие люди ведомые и послушные от природы. Им тяжело сделать самостоятельный выбор, больно вообще думать о будущем, переменах. Поэтому со стороны они кажутся нерасторопными, нерешительными. И зачастую они идут туда, куда толкают их родные или социум. Родственники с кожным вектором, видят огромный потенциал в ребенке с анальным вектором - ведь он отличник. И подбирают для него профессии престижные, лидерские, модные, все то, что претит самому анальному человеку. На таких работах в будущем человек с анальным вектором будет чувствовать себя неуютно.

проблема выбора будущей профессии

Если неправильно подобрать будущую профессию подростку с анальным вектором, то это может вылиться в глобальную проблему всей жизни. Такой человек будет до пенсии мучиться на нелюбимой работе, не в силах что-либо изменить. Он не может все бросить и уйти в новую стезю, переучится ему очень сложно. Его психическое свойство "доводить все до конца" просто не позволит это сделать.

Выбор будущей профессии

Как часто родители и учителя, родственники, друзья и вообще все, кто имеют влияние на подростка, руководствуясь благими намерениями, выбирают совершенно неподходящую будущую профессию.

Сегодня существует множество тестов на выбор профессии, и большинство из них бесплатные, но пользы от них мало. Результаты, полученные на этих тестах, слишком стандартизированы и дают среднестатистические ответы, на них совершенно нельзя ориентироваться. Более того, заполняя их, человек уже приблизительно догадывается о результате. Мама сказала, что нужно идти и на юриста, я и отвечаю так, чтобы вышло, что юриспруденция – мое. А что? Даже тест подтвердил, это эдакое самоутешение.

Казалось бы - есть выход: будем выбирать по желанию самого подростка. А ведь именно в 16-17 лет еще не произошло становления человека, фактически, у него скорее всего еще нет психологической готовности сделать выбор профессии на всю оставшуюся жизнь. Да и вообще, как подросток может точно знать, чего он хочет, если еще попросту не представляет себе, что вообще есть - из чего можно делать этот самый выбор? Обо всех профессиях он знает лишь со слов других, а ведь это не вся, исчерпывающая информация.

Конечно, редко, но бывает и так, что подросток может точно сказать, что он хочет. А ведь его выбор может быть совершенно не потенциальным, по мнению родителей, тогда начинается борьба, - в которой опять же очень редко выигрывает именно подросток.

В нашей школе было странное разделение в 10-11 классах. Класс А - сильный, в нем учились самые умные, был с физико-математическим уклоном. Класс Б был для середнячков и в нем руководство школы сделало упор на биологию. Сильных пристраивали после школы в политехнический институт. А слабых - в медучилище. В 10-11 классе были факультативы и условия поступления были получше, чем людей с улицы. В моей школе в принципе не было класса с гуманитарным уклоном, а я так любила литературу и языки. Получалось - либо математик, либо медик - третьего не дано. И медик - это так, для туповатых. Ну так считалось среди нас, подростков. Конечно, я была среди сильных. Не потому, что я любила математику, а потому что я не могла быть среди слабых - не по моей натуре.

Если с математикой мои отношения были более-менее нормальные, то физика была просто катастрофой. Я сидела на уроках, ходила на факультативы, но просто ничего не понимала. НИЧЕГО. В прямом смысле этого слова. Но признаться в этом я не могла никому. Ну как же так, я же среди сильных. И я бессовестно списывала, пользовалась подсказками учителей, которые понимали, что из меня физик и математик - как из коровы балерина. Как-то получала 4-ки и в конце концов с поблажками таки поступила в политехнический институт.

Но когда пришло время взять аттестат и отнести в вуз, я отказалась это сделать. Я плакала и говорила, что не смогу учить сопромат и матан, или как там называются технические предметы. Если я не понимала простую физику в школе, то что со мной будет в техническом вузе? Я хотела поступать на филологию, сама, по конкурсу. В тяжелые 90-тые было непросто решить проблему с поступлением. Денег на взятку в престижный вуз у моих родителей не было, но не получать высшее образование было просто немыслимо. Поэтому у нас в семье еще с 10-го класса считалось счастьем, что я смогу вне конкурса, с поблажками поступить в политех. И тут такое от ребенка! Ведь в те времена, у меня не было двух шансов и не отнеся документы в полихет, пролетев на филологию, я оставалась у разбитого корыта. Но я стояла на своем. Случился скандал. Папа с мамой начали давить на меня, заставляли одуматься, упрекали в опрометчивости. У меня случилась истерика - я как раненый звереныш, загнанный в угол, отстаивала свое право на собственный выбор - хотя понимала, что они старше меня и у меня ничего не выйдет. Я залезла под стол, закрыла уши пальцами, билась в конвульсиях, кричала, что ненавижу их и не хочу слышать их аргументы, орала на все горло, что не пойду, не буду учится на инженера - лучше уж смерть, чем это. Родители не на шутку испугались и отступили. Очевидно потому что решили - лучше уж дочь без образования, чем в сумасшедшем доме.

И случилось чудо - я без взяток поступила на филологию и закончила ее с красным дипломом. Хотя мне было тяжело учится, большинство предметов я любила и каждый новый семестр воспринимала с восторгом. В то время, как большинство моих одноклассниц волком выли в политехе, сходя с ума от нагрузок. И сейчас, когда я иногда проезжаю возле политеха в моем городе, я с ужасом думаю, что было бы со мной, если бы я все-таки пошла туда...

Из подслушанного

Эта история - скорее исключение, чем правило. Даже если ребенок и привык в семье иметь собственное мнение и к нему прислушиваются, редко какой подросток действительно знает профессию и учебное заведение, где ему понравится.

проблема выбора будущей профессии

А родители и родственники делают стереотипные выводы из-за поведения ребенка. Например, звуковик с успехом может заниматься, как гуманитарными науками, так и точными. Но ему еще в средней школе могут говорить "ты - гуманитарий" или "у тебя математический склад ума". Но на самом деле, окружающие должны мягко подталкивать ребенка прислушиваться к самому себе и постепенно научится понимать свой организм, куда его самого тянет.

Современные горожане - это люди с несколькими векторами, у которых могут быть разные опоры, разная развитость векторов. Анально-кожно-зрительно-звуковой подросток может быть и модельером, и врачом, и менеджером, и инженером - и каждая из этих профессий принесет ему удовольствие. Но в тоже время он может и не состоятся вообще нигде.

Математика очень нравится тем детям, у которых логический склад ума, кожным звуковикам. Хотя в настоящей науке неплохо для усидчивости иметь еще и анальный вектор. История нравится тем, у кого системно-аналитический склад ума, анальные люди любят раскладывать информацию по полочкам разума, как книги в библиотеке. А что может быть более системным и синхронизированным, чем история? Но это совершенно не значит, что такому ребенку надо поступать только на исторический факультет.

Правильная методика выбора профессии

Любимая работа - это дело, исполняя которое человек получает удовольствие. Он любит именно процесс работы и получает истинное удовлетворение, когда исполняет свой труд, видит его результат. Если заданные от природы свойства и тип работы совпадут, это дает больше шансов на счастливую жизнь человека, который делает любимое дело, да еще и получает за это зарплату. Причем, как это не удивительно, но при таком сочетании зарплата практически всегда будет высокой, а востребованность на рынке труда грандиозной. И неважно, считается эта профессия престижной или нет. Плотник "золотые руки" может больше обеспечивать свою семью, чем например, юрист или менеджер, которые не любят свое дело и ходят на работу лишь для галочки, влача жалкое, безрадостное существование.

Выбирать будущую профессию необходимо не только по предметам в школе, которые нравится изучать. И не по тестам, особенно, бесплатным в интернете. Нельзя при советах детям ориентироваться исключительно на свой опыт, ведь очень часто дети лишь внешне похожи на родителей. Также сложно бывает сделать правильный выбор будущей профессии, ориентируясь только на желания подростка, дезориентированного и еще психологически не созревшего к такому ответственному шагу. Хотя, конечно, именно его желания являются здесь решающими. Нужно быть ему советчиком и помощником, предоставить всю информацию, какие есть возможности, что нужно делать. Но как брать на себя такую ответственность - советовать?

Ответ один - необходимо очень тщательно разобраться в ребенке, его внутренних свойствах, заданных от природы. Его желаниях, реализуя которые он будет счастлив. Эти уникальные знания можно получить на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. С ними желания и свойства ребенка будут понятны и очевидны родителям.

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Зная вектора подростка, мы понимаем, что перед ним открывается огромное количество профессий и возможностей. Да ему и самому неплохо было бы понимать себя. Например, обладателям кожного вектора, как уже писалось выше, очень нравится математика в школе. Но поступать на математический факультет или в инженерию стоит спешить лишь в случае наличия звукового вектора, да и то - не всегда. А вот менеджмент предприятий - управленец среднего звена, - то, что нужно для кожного человека. Так же он может избрать для себя любую профессию, связанную с торговлей, но обязательно - живую, требующую гибкости, проворства. Удивительно, но именно им подходит и юриспруденция, причем в любых ее вариантах. Лучше всего, если это анально-кожный человек с опорой на кожу или равными опорами. Самыми худшими профессиями для кожного человека станут те, что требуют исключительно тщательного подхода, усидчивости. Отправив его на бухгалтера, родители тем самым подсунут ему страшную свинью - такая учеба, а потом и работа по специальности не принесет ожидаемого результата.

И так в каждом векторальном наборе - точно определив его и состояния человека, мы получим спектр профессий, в которых этот человек может реализоваться. Но среди них можно уже выбрать ту, которая принесет реализацию, самоудовлетворение и радость в будущую, взрослую жизнь. Записывайтесь на бесплатные вступительные лекции по системно-векторному мышлению и уже на них узнайте много нового о собственном чаде.

•    Родители, не пускайте на самотек выбор профессии для своего ребенка, не ориентируйтесь на неправильные стереотипы и статистику.
•    Подростки, только вы сами можете сделать правильный выбор. Понимая себя, гораздо проще реализоваться. Не все должны делать родители: у каждого из вас уже сейчас начинается взрослая жизнь и выбор профессии - первый шаг в нее.

Если Вас интересует психология вообще, обязательно подпишитесь на нашу рассылку в форме ниже. В каждом выпуске - множество полезной информации.

Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий авторизировавшись через любую из представленных социальных сетей либо просто указав имя и эл. почту

   

Защитный код
Обновить

Flag Counter