Main menu

Выборка по тегам

Ребенок стал очень капризным: что было пропущено в воспитании?

Очень капризный ребенок - это извечная проблема, с которой знакомы чуть ли не все родители в мире. Дети с самого раннего возраста, уже с первого года жизни, проявляют свои желания по-разному. И очень часто - через истерики, слезы, шантаж - через те самые капризы, с которыми просто невозможно справиться. Почему ребенок капризный? Что делает его таким? Как избавится от этого "дефекта" в его поведении? И вообще, возможно ли это?

ребенок стал капризным

  • Почему ребенок проявляет свои капризы?
  • Капризный ребенок в 2-3 года или в 5 лет - к чему приведут эти капризы дальше?
  • Как воспитывать капризного ребенка? Как правильно влиять на него?

Первые капризы ребенка - это тревожный звоночек для родителей, сигнализирующий, что воспитательный процесс идет не самым лучшим образом. Где-то есть недоработка, что-то мы делаем не так. А вот когда капризы становятся образом жизни для малыша, в пору бить тревогу - капризы грозят закрепиться в жизни. Ведь из капризного ребенка может вырасти капризный взрослый.

- Купи вертолет... - слышу писклявый, не лишенный наглости, голос за спиной. В огромной корзине на колесиках, среди горы продуктов, сидит 5-летний мальчик, явно видно - капризный, избалованный ребенок.

- Я обещал тебе купить вертолет, если ты будешь хорошо заниматься. Ты занимался? Нет. Тогда никакого вертолета, - отвечает папа, не особо обращая внимания на требования отпрыска.

- Я занимался! Купи!

- Ты не занимался вообще! Я все знаю, прекращай, Глеб. Договор дороже денег, ты не выполнил свои обязательства, значит никакого вертолета.

Корзину с продуктами и капризным ребенком бесцеремонно развернули и начали удалять от детского отдела. И чем дальше, тем больше слышался визг ребенка,  к которому уже примешивались слезы:

- Я занимался! Занимался! Занимался! Ты плохой! Я ненавижу тебя! Ты не мой папа. Ты меня не любишь. У всех есть вертолет, а в меня нету. Купи-купи-купи-купи-купиииииииииииии...

Фух... наконец-то ребенка не слышно, все взрослые вздохнули спокойно. Но что я вижу, через пару минут к полке с вертолетами возвращается папа - он берет игрушку. Мне интересно и я следую за ним. Через десяток стеллажей стоит его корзина с зареванным ребенком, который уже не может орать во все горло, а буквально задыхается слезами.

- Ладно, вот тебе вертолет! Но это в последний раз я тебя жалею. А ты с сегодняшнего же дня начинаешь заниматься в два раза усердней, как мы и договорились. Да?

- Да, папочка. Я люблю тебя больше всех на свете!

Куда только делись слезы. На лице заиграла улыбка, не лишенная самодовольства.

Для всех очевидцев этого происшествия, кроме папы, стало очевидно: что-что, а заниматься ребенок не будет. Это уж точно.

Современные дети - очень умны и проницательны. Они быстро научаются использовать чувства родителей, бабушек и дедушек. Капризы, которые они применяют в своих истериках-атаках, часто приводят их к маленьким победам. Игрушка получена, мороженое куплено, уроки можно не учить, а только смотреть мультики, да и кашу есть не обязательно – лишь бы не истерил. Мы надеемся, что основной воспитательный процесс идет правильно, а истерики - куда же без них. Все через это проходили, и мы прорвемся.

Однако это не так. Капризы у детей, особенно детей лет 5-6 лет и старше - это угроза для них самих. Какое у этих капризов будущее?

За каждым, даже самым маленьким капризом от ребенка, стоит серьезный вопрос для его родителя: что делать и как поступить правильно? Как ответить ребенку на его требование, так, чтобы хорошо повлиять на него?

Хотя, кажется, что капризный ребенок - это загадка, к которой нужно подбираться каждый раз с разными ключами, на самом деле это совершенно не так. Капризы ребенка всегда идут по одному и тому же сценарию, да и реакции от родителей на них типичны.

Кто, как и почему капризничает? Ребенок капризный – так ли это?

Через системно-векторное мышление легко увидеть первопричины многих поступков детей и взрослых. Для этого всего лишь достаточно разглядеть в них их вектора.

Вам это будет интересно. Читайте серию статей о воспитании детей с разными векторами "Как любить своего ребенка. Не Януш Корчак, а лучше..."

Говоря в целом - каждый ребенок всегда хочет все и для себя. "Дай" - вот настоящая первая мысль любого малыша. Это нормальная природа человека. Потом, в процессе роста и взросления, через культурные ограничения и стыд, мы научаемся разделять, что плохо, а что хорошо, что правильно, а что неправильно, что положительно, а что преступно. Но до этого, малышу еще очень долго расти и учиться. Когда же ему исполняется 4 месяца или годик, 3 или 5 лет, вся его сущность словно бы стремится делать то, что хочется, получать, то, что хочется, и наоборот, не делать то, что не неприятно. Как ребенок добивается всего этого? По-разному. И очень часто - через капризы и истерики.  

Наиболее капризные дети со зрительным и кожным векторами. А если у ребенка есть и тот, и другой вектор при неправильном подходе из него может вырасти настоящий капризный истерик, способный изводить всех вокруг своим несносным нравом. Причиной такого поведения являются не только врожденные свойства, которые есть в каждом из этих векторов. Но и реакция на них родителей, которые изо всех сил пытаются образумить свое чадо.

очень капризный ребенок

Ребенок с кожным вектором имеет много врожденных желаний, одно из которых - получение выгоды. Он от природы очень быстро соображает, и все его соображения ведут к тому, как бы сэкономить, выиграть себе на пользу. В маленьком возрасте, еще не ограниченный законом и правилами, он легко обыгрывает, обманывает и даже ворует - ведь это себе на пользу. Когда приходит задача сделать что-нибудь, в голове быстро созревает просчет, как бы сделать это быстрее. Уборка для кожного ребенка - ненужная трата времени, а любое дело можно сделать косо, криво, лишь бы живо. Ребенок с кожным вектором часто будет стараться получить больше, приложив меньше усилий - это его природа. Капризничать он будет по каждому поводу, когда увидит ущемление своих прав и свобод. А также там, где заметит хоть малейшую слабину: в сущности, слишком доброй бабушки или нежной мамы.

Ребенок со зрительным вектором - это самый эмоциональный малыш на свете. Вечные страхи, зрительные раскачки - все это придется ему пережить. С каждым днем своей жизни он открывает удивительную способность окружающих людей - зависимость от его эмоций. А эмоции у него могут быть разные. Зрительный малыш в самом раннем возрасте подмечает, как реагируют на него близкие. Если расплакавшись, он замечает большое внимание со всех сторон, то уже очень скоро будет этим манипулировать. Со временем он может превратиться в профессионального игрока "на нервах", который своими истериками способен будет достать все, что ему необходимо. Капризы от зрительного ребенка самые тяжелые и с ними справиться можно только, если знать как.

Ребенка с анальным вектором нельзя назвать капризным. Однако его проще других обидеть, больно ранить. Часто для этого достаточно одного только слова. Такие дети долго дуются, сидят и ни с кем не разговаривают. Некоторые родители тоже называют это капризами, хотя они не имеют ничего общего с обидами, тяжелыми состояниями, которые могут вылиться в упертость и другие проблемы.

Кто и как реагирует на капризы ребенка?

Реакции родителей на капризы детей разного возраста тоже легко предвидеть. Вот мы видим маму, которая на все желания ребенка грубо кричит "Нет, нельзя! Сядь ровно! Ешь, я сказала! И без разговоров мне!" Это - женщина с кожным вектором. Ограничения и порядок - вот ее стиль. Но проблема в том, что нерациональные запреты не работают, а часто и вредят. Правильно было бы после запрета, предложить альтернативу, только в таком случае он сработает. Но как часто такие мамы забывают об этом, продолжая ограничивать своих детей. Постоянные запреты и ограничения забивают ребенка, не дают ему реализоваться. Да, возможно, он перестанет капризничать, но вместе с тем и развиваться тоже не сумеет.

"Не капризничай, а делай. Если сделать это, получишь то, что хочешь" - так тоже часто говорят родители с кожным вектором. Замечательное начинание часто заканчивается плохо, ведь ребенок с кожным вектором сделает все, чтобы работать поменьше, а получить побольше. Маленький вымогатель сделает все, чтобы переиначить правила в свою сторону. Вместо того чтобы развиваться, он потратит всю свою энергию на обман. Ребенку с анальным вектором в принципе любая сделка такого рода противна - что это за торговля такая нечестная?

как воспитывать капризного ребенка

"Ой, мальчик старается и молодец, а то, что не получилось - так ничего страшного!" - а это уже зрительная мама, слишком добрая внутри, не может не проявить свою любовь наружу. Она потакает ребенку, балует его, дает ему все по первому требованию… Кожный ребенок садиться ей на шею и вымогает всего самого лучшего для себя, со временем он вообще становится уверен, что мать, да и все вокруг, ему должны все на свете, а он им  - совершенно ничего. Зрительный ребенок входит в эмоциональный контакт с мамой и начинает играть на нервах, разыгрывая целые драмы, чтобы получить желаемое. Анальный ребенок попадает к ней в психологическую зависимость - похвала для него очень важна и, слыша ее, ребенок испытывает удовольствие. Стараясь изо всех сил, чтобы мама еще и еще похвалила, он на всю жизнь остается маменькам сыночком. Инфантом, не способным на собственные решения.

"Стань в угол! Ты наказан! Как тебе не стыдно, идиот, позорить меня?" - а это уже анальный родитель. Именно они наказывают детей, и используют для этого все методы, которые были в быту у наших дедов. Ремень, угол, темный чулан - вот их ответы на детские капризы. Они призывают к стыду и совести ребенка, давят на него психологически. Но проблема в том, что наказания на современных детей действуют не так, как сто лет назад. Кожный ребенок, спасаясь от побоев и наказаний, начинает все больше врать и воровать. Анальный ребенок сидит в обидах от несправедливости. Зрительный ребенок может испугаться и всю жизнь страдать от разнообразных фобий и панический атак просто потому, что его закрывали в темном чулане. Ни одно наказание на свете лишь больно ранит, оно не способно избавить от капризов ребенка.

Как правильно воспитывать капризного ребенка? Что делать с капризами?

Чтобы обеспечить ребенку счастливую жизнь, родители обязаны давать ему чувство обеспеченности, сохранности.

"Я пошла, а ты тут реви, оставайся, тебя дядя милиционер заберет", "Я тебе ничего не дам, ты сам должен всего добиваться, я тебе ничего не должен" - это самое простое, что может сделать родитель, когда сталкивается с капризами собственного ребенка. Запугать, побить, наказать - что тут такого? Если он не понимает, как правильно, я его научу, - решаем мы и просто напросто калечим еще маленького, а значит неповинного малыша. Лишая его чувства защищенности, мы забираем у него счастливое детство, наполняем его чувствами страха, переживаний.

Но это в корне неправильный подход. Не нужно поощрять истеричные выпады, нельзя и наказывать, давить, неадекватно запрещать все на свете. Но и нельзя сидеть, сложа руки. Необходимо развивать в ребенке интересы, те качества, которые ему даны от природы. Удачно действуя от кнута к прянику, энергию каждого ребенка довольно просто направить в правильное русло.

Помните, что каждый раз капризничая, ребенок просто хочет получить то, что ему хочется. В ваших руках должны быть все инструменты, чтобы предложить ему альтернативную дорогу к желаемому: через знания, развитие, становление его, как взрослой, адекватной личности.

Например, ребенка с кожным вектором можно и нужно адекватно дисциплинировать. Если запрещать, всегда объяснять, почему. Научить его сдерживать свои желания проще, чем других детей - развивая в нем самоограничения, внутреннюю установку на закон и порядок, можно вырастить абсолютно адекватного, здорового члена общества, а не вора или обманщика. В зрительном ребенке можно растить такие важные для него ощущения, как сочувствие и сопереживание, развивать доброту. Анального ребенка необходимо научится правильно хвалить и не ругать по пустякам, умело подталкивать его к действиям, а не давить и не подгонять его.

Но для этого необходимо точно и достоверно знать вектора ребенка. Дисциплинируя анального ребенка мы наткнемся на стену обид, упрекая кожного - мы только подобьем его к еще большему вранью и изворотливости.

Действовать нужно точно и верно, а не наугад. Ведь ребенок растет и второго шанса на воспитание у родителей просто не будет.
Родителям необходимо найти золотую середину. С одной стороны обеспечить ребенку достаток, но с другой - научить его жить и добиваться того, что ему необходимо без капризов. Только тогда ему самому и в голову не придет ложиться на пол и биться головой до шишек с криками "хочу мороженое"...

Статья написана по мотивам системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Если Вы хотите глубже узнать этот материал, записывайтесь на бесплатные, вводные онлайн лекции по этой ссылке.

Прочитать результаты тех, кто уже прошел тренинг, можно по этой ссылке.
Посмотреть, как проходят лекции, можно прямо сейчас – пройдите по этой ссылке и просмотрите любое видео.

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Для тех, кого интересуют вопросы воспитания детей, мы предлагаем уникальную рассылку со статьями по системно-векторной психологии. В каждом выпуске - множество информации о детях и особенностях их воспитания, в зависимости от векторального набора.

Оформляйте подписку на нашу рассылку прямо сейчас! Для этого достаточно просто заполнить форму внизу!

Комментарии   

# Аркадий 10.12.2015 23:42
Здравствуйте..) ))моему сыну 5.5 лет..растет смышленым малым,но появилась упёртость раньше можно было договориться ...сейчас крайне сложно...подска жите посоветуйте найти ответы на интересующие вопросы...заран ее благодарна!
Ответить
# Автор 12.12.2015 00:19
Добрый день, Аркадий. Причины упрямости очень подробно описываются в нашей библиотеке - вот здесь например, www.yburlan.ru/biblioteka/upryamyi-rebenok, http://100k.net.ua/vse-stati/84-deti-i-roditeli/247-medlennyj-rebenok-pochemu-on-medlenno-est-pishet-i-dazhe-kakaet.html. Надеюсь эти материалы помогут вам больше о понять о своем малыше.
Ответить
# Света Ускова 03.01.2016 18:52
Здравствуйте, спасибо за статью! Моему сыну 3 года, он активно проявляет лидерские качества, любит командовать и крайне упрям. Примерно с двух лет часто капризничает, причём, в большинстве случаев без повода, на ровном месте. Обычно пытаюсь переключить его внимание на что-то другое, если не помогает - даю прореветься. Сегодня он садил кошку в стиральную машину (видите-ли, её стирать надо). Я спокойно, детально объясняла сыну что кошке там нечем дышать, страшно, для чего всем нам нужен воздух, и т. д. в мельчайших подробностях. Выпускала бедное животное, но он её снова ловил и садил в машину. Это продолжалось больше получаса. И когда он в очередной раз её закрыл, я строго сказала: "Пошли, кошку выпускать!", он наотрез отказался. Тогда я просто отшлёпала его и оставила одного реветь. Минут через пять подошла и спросила: "Подуть?" Он зарёванный покивал головой. Я ему строго: "Тогда быстро замолчи!" Он утих, я подула, взяла на руки, покачала, так он успокоился. Что я делаю неправильно?
Ответить
# Автор 04.01.2016 20:27
Добрый день, Света. Вы не представляете себе, сколько подобных вопросов приходят от разных мам, которые даже друг с другом не знакомы и их дети никогда не виделись. Тысячи, сотни тысяч. Дети ведут себя очень странно для взрослых: они делают вещи, которые для нас, родителей, просто уму непостижимы, а иногда - даже пугают. Нужно понимать, что все действия ребенка - это реализация его желания и она в маленьком возрасте нормальна, даже если это засовывать кошку в стиральную машинку. Задача родителя разобраться в причинах такого поведения и развить в ребенку противоположные качества, уже взрослого человека. В Вашем случае попытка объяснить ребенку, что кошка пострадает от стирки, не принесла результата. Это значит, что ПОДХОД был выбран неправильно, очевидно, что Вы что-то не прочувствовали в своем ребенке, не поняли его, не раскусили истинные мотивы его поведения. Не сумев сделать это, Вы отлупили ребенка. Как думаете, это поможет? Нет, и не может быть - он изменит свое поведение, в единственном случае, если Вы сможете понять его и объяснить на его уровне, наполнить его нехватку и желание (не садить кошку в машинку, конечно, надо понять основные мотивы, которые движут им). А бить, кричать, угрожать, поучать - все это ни к чему хорошему не приведет.
Мотивы детей, как и взрослых, бывают очень разные. Ваш ребенок просто говорит, что "котика надо постирать", но это может быть никак не стемление к чистоте, а что-то совсем иное. Вот здесь очень хорошая статья на этот счет - "Ребенок мучает животных" www.yburlan.ru/biblioteka/rebenok-muchaet-zhivotnykh-chast-pervaya. Возможно, Вы там узнаете своего ребенка, его поведение, а также разгадаете причины упрямства.
Светлана, приглашаю Вас посетить вступительные, бесплатные лекции по системно-вектор ной психологии, где подробно и очень интересно разбираются подобные вопросы, многие родители уже нашли ответы на свои вопросы по поведению детей на них. Вот здесь можно прочитать отзывы http://www.yburlan.ru/results/all/otnoshenija-s-detmi, а вот здесь http://www.yburlan.ru/besplatnye-treningi - зарегистрироват ься. Лекции проходят онлайн, для доступа не нужно ничего, кроме интернета. Надеюсь, с помощью этого знания Вы найдете ответ, на Ваш вопрос "что я делаю неправильно?"
Ответить
# Светлана 05.01.2016 13:12
Это правда, подход к ребёнку бывает найти очень тяжело, особенно когда основной его мотив - принципиально настоять на своём (не важно, по какому поводу). Такой он у меня властолюбивый)) ) Спасибо за ссылки.
Ответить
# Камилла 14.06.2016 14:18
Здравствуйте! Моему ребенку год и пять месяцев, у меня такое чувство, что у меня самый капризный ребенок в мире....... я даже порой не знаю что делать и начинаю реветь вместе с сыном(стыдно даже говорить) он у меня подний ребенок,мне 35лет. С первых дней жизни он рос на руках, а если в кроватке то кто нибудь его качет, внимание все и всех только для него. Мне говорили после трех месяцев будет легче, потом до года они мол все такие капризные , нам уже почти полтора , а мы все плачем и капризничам, иной раз чтобы он не плакал мы сделаем все, один его веселит другой на руках держет третий целует, лижбы не плакал наш ,,девиз,, но мои нервы прото сдают, я не могу эти истерики слушать, игрушки ему не интересны, он хочет играть кастрюлями кух.приборами и т.д. Неужели время упушенно? Можно ли это исправить? Пройдет ли это,или может мы переростем эти капизы?
Ответить
# Катрин Садовская 02.05.2017 13:51
:sigh: а как найти эту золотую середину?как узнать какой метод еще применить,вот нам 1год 8 месяцев и я что только не пробую делать ничего не помогает
Ответить

Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий авторизировавшись через любую из представленных социальных сетей либо просто указав имя и эл. почту

   

Защитный код
Обновить

Flag Counter