Main menu

Выборка по тегам

Да, ваш ребенок гений! Можно ли с помощью методики Гленна Домана “обмануть” природу человека?

Приходилось ли вам видеть выступления детей гениев? Возможно, вы слышали о чрезвычайных способностях какого-нибудь маленького уникума, который живет в вашем городе? Не правда ли, наблюдая за гениальностью детей, поражаешься, насколько огромный потенциал скрыт в человеке, уже в самом маленьком возрасте! Многие родители, слыша о таком феномене, хотят, чтобы собственный ребенок если и не достиг аналогичных высот, то хотя бы немножко больше подтянулся в знаниях и умениях, чем есть сейчас. И вот - в голове звучит вопрос: как сделать из ребенка гения? В ответ мы натыкаемся на методику Гленна Домана, который разработал и подробно описал, как воплотить в жизнь наши мечты. Но стойте! - прежде чем рисовать карточки “домана”, давайте углубимся в его теорию и разберем, что на самом деле дает она ребенку.

Да, ваш ребенок гений! Можно ли с помощью методики Гленна Домана “обмануть” природу человека?

 
● Действительно ли Гленн Доман прав, и все дети от природы обладают даром гениальности?
Можно ли с помощью методики Гленна Домана развить гениальный ум буквально с пеленок?
● Правильно ли усиленно воспитывать ребенка гением в дошкольном возрасте?
● Сколько пользы, а сколько вреда можно нанести ребенку, занимаясь по методике Гленна Домана?

Гленн Доман - американский врач, который всю свою жизнь посвятил одному единственному вопросу - как помочь детям с травмой мозга. Его активная жизненная позиция, его неординарный взгляд, его сильнейшее желание помочь неизлечимо больным, на которых все остальные махнули рукой и повесили ярлык “умственно отсталые”, достойны уважения и восхищения. Его работы о том, как маленькие дети развиваются интеллектуально, в свое время были настоящим прорывом. Он, своей работой, на практике сумел доказать, что гениальный ум - это заданное от природы явление и при правильной работе, его можно развивать до такой степени, до таких необычайных высот, что окружающие будут только ахать удивительным способностям.

Восторженный своим открытием, Гленн Доман написал книгу “Да, ваш ребенок гений”, которая недавно была переведена на русский язык и сегодня становится все более популярной среди наших мам и пап. Написанная просто и легко, она подкупает своей искренней надеждой и желанием дать малышу максимальное количество возможностей, уже с пеленок подарить счастливую жизнь, гениальность. В книге излагается масса рекомендаций для родителей младенца, руководствуясь которыми можно развивать гений ребенка буквально с первых месяцев жизни. Более того, утверждается, что пропустив этот период, мы упускаем время для интеллектуального развития. Уже в 6 лет, когда мы идем в школу, ум потерял способность усваивать материал так хорошо и быстро, как, скажем, в 2 года, - так утверждал Гленн Доман. Именно поэтому детям в школе тяжело учиться читать и писать в первом классе и шанс стать гением остается у небольшого количества детей. Если бы с ребенком занимались раньше, то все прошло бы намного быстрее и лучше - это слова автора.

Да, ваш ребенок гений! Можно ли с помощью методики Гленна Домана “обмануть” природу человека?

Гленн Доман говорит о том, что каждый ребенок от природы гений, он с удовольствием бы читал и считал бы и в младенчестве, просто у него нет такой возможности - он не видят буквы, потому что они маленькие. Так, он разработал целую методику, как научить ребенка считать и читать уже с пеленок, а также дать ему огромную массу энциклопедических знаний - и все это в игровой, интересной форме. Ну не чудо ли? Только представьте себе, сколько преимуществ это дало бы вашему ребенку, как бы это изменило всю его дальнейшую судьбу, если бы он уже до 6 лет освоить все то, что другие только начинают учить в школе?

Ошибки Гленна Домана и его теории

Гленн Доман писал свои книги в 50-х годах ХХ века. Тогда его открытия были настоящим ноу-хау. Не удивительно, что тысячи американских родителей последовали методике Гленна Домана и пытались, применяя его методику, вырастить из своих детей гениев. Пройдя испытание временем, она не подтвердила свою правдоподобность. Карточки “домана” работают только с некоторыми детьми, а впечатляющий результат дают лишь в очень редких случаях.

Сегодня в Америке ажиотажа вокруг методики Гленна Домана нет, но институт, где пытаются взращивать детей гениев, а также лечат деток с повреждением мозга (он находится в штате Пенсильвания, в городе Филадельфия), продолжает существовать в тех же рамках, что и 70 лет назад. Новейшие исследования и технологии, педагогика XXI пришли на смену теориям Гленна Домана и естественным образом выигрывают у него. Вместе с тем институт покоряет новые страны, где его сотрудники, дети и внуки Гленна Домана, стараются доказать его теорию большим массам, найти сторонников и клиентов. Этой весной ознакомительная лекция под названием “Да, Ваш ребенок гений” проводилась и в Киеве, аналогичные мероприятия время от времени проходят в Москве, в странах бывшего СНГ, в странах Азии и в Европе.

К сожалению, многие наши родители клюют на удочку, покупают книги Гленна Домана, пытаются заниматься со своими детьми по этой методике, пытаются, следуя ей вырастить из детей гениев. То, что не работает, а зачастую даже и вредит, наши люди с радостью тестируют на собственном подрастающем поколении. И часто просто не задумываются над последствиями.

Сегодня науке гораздо больше известно о мозге и нейронных связях, о формировании интеллекта. Да и психология не стоит на месте - под напором новейших исследований в этой области методика Гленна Домана не выдерживает никакой критики. Любому современники должно быть понятно, что эта методика - лишь ступенька в понимании человеческой природы, которую мы давно перешагнули.

Да, ваш ребенок гений! Можно ли с помощью методики Гленна Домана “обмануть” природу человека?

Через новейшую методику познания человеческой психики, через системно-векторное мышление можно легко увидеть не только недостатки методики Гленна Домана, но и тот вред, который она может причинить ребенку. Кстати даже такому, который действительно обладает всеми задатками гения. Ниже приведен разбор только нескольких постулатов Гленна Домана. Если же у вас есть другие вопросы, пишите их в комментариях ниже, и мы постараемся разобрать и их тоже.

Заблуждение №1: огромный интеллект, гениальный ум - это самое большое счастье

Гленн Доман был уверен, что интеллект - это основная ценность для человека, а высокий IQ - залог успеха в жизни. Уметь читать и считать в 6 месяцев - это самое лучшее, что может произойти с ребенком - так утверждал автор. Но разве это так? Потрясающие актеры, великолепные жонглеры, прекрасные ораторы, удивляющие художники, восхитительные скульпторы - тысячи профессий, все по-своему гении. Неужели все они несчастливы и не могут прожить хорошую жизнь, раз у них нет запредельного IQ? Конечно, нет.

Через системно-векторую психологию сегодня мы уже можем четко понять, что есть разные психотипы людей, эти психотипы называются векторами. И только два из них, звуковой и зрительный принадлежат к квартели информации, их тянет изучать мир физический и метафизический. Зрительный человек всю жизнь останется любопытным к проявлениям в нашем мире, если это задать с детства. Маленький звуковик рассматривает звезды, ему интересно как устроен мир и откуда мы все произошли.

При правильном подходе именно из зрительников можно вырастить очень умных людей, а из звуковиков - настоящих гениев, ведь для них информация - это настоящее счастье. Но для всех остальных это не так. Оральному ребенку надо дать возможность развиваться в другой сфере - умении говорить, ораторском искусстве. Из них получаются великолепные телеведущие, например.

Обонятельного ребенка необходимо как можно больше выталкивать в социум, к другим детям - не через интеллект развивается этот малыш, а через взаимоотношения в маленькой, детской стае. И так все остальные вектора. Каждому нужен свой подход и каждому уже от рождения заданы определенные желания - изменить или переиначить их нельзя. А в погоне за тем, что как вам кажется разовьет интеллекта ребенка, есть вероятность пропустить что-то очень важное и ценное для их будущей жизни.

Задаете себе вопрос “Как вырастить гения из ребенка?”
Попытайтесь вначале ответить на вопрос “Зачем?” Все ли гении, которых Вы знаете, были счастливы? Почитайте биографии знаменитых гениев, и узнайте, насколько тяжела жизнь настоящего гения, часто - это изгой.

Каждому человеку для счастья необходимо найти свое место, а не пытаться занять чужое. В свое время Альберт Эйнштейн сказал замечательную мысль “Каждый гениален. Но если Вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой”. И это не значит, что из детей не можно вырастить гениев. Но важно понимать, какой ребенок перед вами и в чем его талант. Именно его, а не что-то навязанное обществом или родителями.

Если малыш звуковик или зрительник, а то и два в одном - прекрасно, можно развивать в нем его соответствующие его векторам способности. Но даже если верхние вектора заданы, роль карточек, показываемых по методике Гленна Домана вызывают как минимум сомнение.

Заблуждение №2: учиться - это почти дрессировка

Но даже если ребенок и обладает звуковым и зрительным векторами, каким образом следует обучать его? Гленн Доман, разрабатывая свою методику, говорил о том, что необходимо стимулировать глаза ребенка, показывая ему разнообразные картинки очень быстро - создать эффект мелькания, как будто бы 25-кадра. Также стоит показывать и слова, цифры (точками от 1 до 100). Малыш в раннем возрасте, таким образом, словно бы фотографирует картинку, запоминает ее и фиксирует в мозгу на всю жизнь (при условии, что ему покажут ее несколько раз). Особенное значение имеет поведение матери, с которым она преподает ребенку науку - она должна быть очень весела, радоваться успехам малыша, всегда хвалить его. Для детей с повреждением мозга, когда ребенок должен заниматься не только интеллектуально, а еще и физически - ползать по полу, как награда, используется не только похвала, но и развлечения, игрушки, и даже - (!) еда.

Главное, сообщает нам Гленн Доман, чтобы дети были гениями, не привить им отвращение к знаниям, как это делают в школе. “Нельзя заставлять ребенка что-либо делать, даже если это очень хорошо. Именно от принуждения, с которым дети учат уроки в школе, идут все проблемы. Потенциально умных детей буквально “забивают” навязыванием знаний. Все зависит от матери и от ее умения преподнести знания, как игру”.

Действительно, как все просто - показываешь ребенку с младенчества до 6 лет много информации, а дальше, он этим пользуется вовсю. При этом ведь таким образом можно записать ему в мозг, словно бы на магнитную ленту, чуть ли не всю энциклопедическую информацию, да еще и несколько языков в придачу. Ну, чем не новый ребенок - гений с пеленок?

Но на самом деле, конечно, если бы все было так просто, то действительно все было бы слишком легко. Однако, изучая элементарную базу системно-векторной психологии, мы понимаем, что в начале всегда идет желание, а уж потом - наполнение. Не бывает по-другому. Сначала мы чувствуем голод и только потом, когда едим, чувствуем вкус пищи, радость насыщения. Нельзя почувствовать удовлетворение от еды, не испытав перед этим голода. Так же и в знаниях - первично у ребенка должно сформироваться желание, и только потом его можно наполнять. Конечно, родители должны подсовывать ребенку со звуковым и зрительным векторами множество разнообразных вариантов для наполнения его информационных нехваток, и следуя за его желанием, наполнять его знаниями. Но не наоборот. Нельзя заставлять ребенка учиться читать, даже за похвалу - необходимо создать для него нехватку, желание читать - и обучение будет в радость! Само по себе знание, умение без желания - ничего не стоит, оно никому не нужно.

Прочувствуйте разницу между двумя ситуациями:
в первой - малыш сам подходит к маме и спрашивает “Мама, а почему трава зеленая?” или “Мама, а что было до меня?” и мама пытается наполнить его ответом,
а во второй - мама постоянно навязывает ребенку огромную базу знаний, без его желания, без его поиска, без его предварительных вопросов.

В норме уже сама информация воспринимается звуковиком и зрительником как награда. Познавать мир, в котором они живут, внутри и снаружи - это то, зачем идет ребенок, обладающий этими векторами. Это его нехватка, и, узнавая что-то новое, он наполняется этим. Тут не нужно никаких дополнительных стимуляций, например, чрезмерной похвалы. По методике Гленна Домана подменяются понятия - сами знания - то, что надо выучить, а награда - похвала мамы или игрушки.

Почему же методика Гленна Домана работает у некоторых детей?
Действительно, некоторые дети с самого раннего возраста показывают очень хорошие способности. И в этом нет ничего фантастического, это легко объяснить. Зрение - эрогенная зона для зрительника и в потенциале у него очень большие возможности, в том числе и в зрительной памяти. Однако в зрительном векторе лучше развивать поиск информации, а не быстрое “фотографирование” картинок. Важнее развивать чувственность, сопереживание. Зрительный интеллект не развивается через исключительно картинки. Кроме того, дети с анальным вектором - очень послушны и всегда хотят заслужить похвалу. Когда мама перехваливает их, у них может появиться зависимость от этого - так называемый комплекс “хорошего мальчика”. Такие дети готовы учить все что угодно только бы их похвалили, и потом всю жизнь так и живут - в поисках похвалы.

В потенциале, конечно, у человека со звуком и зрением огромное желание наполнить его информацией, он действительно может вместить в себя много информации. Но можно ли съесть больше, чем хочется? Помните, нельзя дать больше, чем ребенок может взять - слишком много знаний приведет к отвращению. Переполненное желание - это убитое желание. Так же, как и наевшись, мы испытываем нежелание или даже неприязнь к пище, так же и с желанием к познанию. Научить звукового и зрительного ребенка любить знания просто - необходимо постоянно взращивать в нем нехватку. И вслед за этим подтянутся его результаты.

Заблуждение №3: после 6 лет уже поздно!

Наверное, самое большое заблуждение Гленна Домана, а также всех ученых и педагогов его времени, в том, что активно заниматься умственным трудом с ребенком надо начинать, как можно раньше. Говорилось, что до 6 лет проще выучить иностранные языки, познать науку и так далее. Сторонники этой теории были убеждены, что в возрасте до 6 лет мозг еще не засорился информацией, а желание к познанию - очень велико.

Но сегодня, уже в XXI веке, проанализировав ранние работы с детьми, мы уверенно можем сказать, что такое утверждение ошибочно –нередко оно формирует неправильное, неадекватное развитие ребенка. Почему так происходит?

Социализация в обществе важна для становления человека, понимания себя в среде других таких же, как и он сам. Все люди, даже самые умные из нас, могут быть счастливы, только реализовавшись в обществе - найдя себе друзей, полюбив, создав свою семью, реализовавшись в профеcсии и так далее. Детский сад, двор, общение с массой разнообразных детей, по характерам и желаниями - это то, что необходимо успеть сделать именно до 6 лет. Пропустив этот период, истратив его только лишь развитие умственных способностей, попыток достичь так называемой гениальности, на занятия с несколькими репетиторами каждый день, выйдя в люди позже, ребенок может не приобрести те навыки, которые будут нужны ему для должной адаптации в обществе. И позже - у него уже просто не будет времени наверстать упущенное - именно таким образом и получаются такие умные, но совершенно несчастные социальные «неадаптанты», не в силах жить в обществе, но и страдающие от одиночества.

6-летний ребенок с большой охотой научиться читать за считанные дни, 9-летний по собственному желанию может взяться за изучение иностранного языка, а в 15 лет за пару месяцев пройти весь курс философии. Главное - его желание и стремление к этому. До 6-ти лет интеллектуальное развитие ребенка может быть, но в меру и в формате игры, и ни в коем случае - не в замену общению с другими детьми.

Природой не задано в 6 месяцев уметь читать - этот навык не нужен ребенку в таком возрасте. Если у ребенка от природы проснулось раннее желание читать, он показывает себя гением, ищет все новую и новую информацию, необходимо помогать ему в этом. Если же у него нет такой потребности, со знаниями можно спокойно пождать до 6-7 лет.

В каждом векторе - у каждого ребенка внутри заложено множество свойственных именно этому вектору желаний. Каждый ребенок в потенциале действительно гений. Да и гениальный интеллект – понятие относительное. Для зрительника, например, это не только получение информации, но и сострадание, понимание красоты и гармонии, идей гуманизма. Гармоничное развитие ребенка может быть только в развитии всех его врожденных желаниях и качествах, заложенных от природы в его вектора. Давление же только на интеллект приведет только к торможению во всех остальных качествах и желаниях.

Внимание! Эта статья написана по материалам системно-векторной психологии Юрия Бурлана и только лишь на ее основании нельзя определить вектора ребенка, его психотип. Если у вас есть желание больше понимать своего малыша, задать ему прекрасное будущее, вырастить здорового, счастливого человека, приглашаем вас посетить онлайн тренинг по системно-векторному мышлению, где в легкой форме лекции можно получить все необходимые знания. Вступительные лекции проходят бесплатно. Для записи можно кликнуть тут или на баннер:

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Чуть ниже вы найдете форму подписки на наши статьи, в каждом выпуске всегда рассматривается и детская психология в том числе. Просто оставьте ваш e-mail и мы будем присылать на него нашу рассылку.

Комментарии   

# Сергей Ш 11.08.2016 02:45
У меня сложилось мнение, что автор статьи даже не читал книгу Глена Доманна "Гармоничное развитие ребенка", но это не помешало ему раскритиковать метод Доманна. Доман Глен уверяет: "Мы абсолютно убеждены в том, что: каждый ребенок в момент своего рождения обладает более высоким умственным потенциалом, чем тот, который когда-либо демонстрировал Леонардо да Винчи. Этот, присущий от рождения, умственный потенциал
включает в себя физическое функционировани е и начинается именно с него." Хочу подчеркнуть - КАЖДЫЙ ребенок, а не только дети с со звуковым и зрительным векторами, как считает автор статьи. Доман указывает на первостепенную важность физического развития, как основы умственного потенциала. Автор же статьи низводит метод Домана до простого набора карточек и по сути критикует неизвестно что. Неужели трудно было прочитать книгу? А может быть автор статьи сознательно вводит читателей в заблуждение?
Ответить
# Автор 11.08.2016 15:14
Сергей Ш., я не только читала КНИГИ Гленна Домана, я неоднократно бывала в его институте в Филадельфии, штат Пенсильвания, США, как волонтер с маленькими детками с ДЦП. Я общалась с специалистами, с родителями деток - кстати и тех, кто был там неоднократно, но это никак не вылечило их детей (это при том, что денег они туда заплатили такие, что хватило бы на много чего другого полезного для их детей). Я очень глубоко знаю эту технологию физического развития, в частности паттернинг для ребенка (имитация ползанья ребенка с помощью специальных упражнений и т.д.), и сама лично не один год помогала родителям детей с ДЦП делать такой паттернинг.
И именно на основании своего опыта, глубокого изучения этой технологии и понимания системно-вектор ной психологии, я и написала статью, что Гленн Доман неправ, более того, этот подход - однообразный к КАЖДОМУ ребенку наносит необычайный вред большинству детей. Если ребенку задан от природы гений, то да - этот гений можно и нужно развивать (совсем не обязательно такими методами, как практикует Доман), если же ребенок родился с другими желаниями, то не надо его силовать иностранными языками и энциклопедическ ими знаниями. Есть много в мире реализаций и пытаться дрессеровать из своего ребенка гения - это насилие над ним. Ну и увеличение ЧСВ для родителя.
Ответить

Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий авторизировавшись через любую из представленных социальных сетей либо просто указав имя и эл. почту

   

Защитный код
Обновить

Flag Counter