Main menu

Выборка по тегам

Ребенок не хочет делать уроки: заставлять или поощрять?

Часто можно услышать, как родители школьника сокрушаются: ребенок отказываться делать уроки, затягивает с ними или же очень медленно подходит к урокам, а то и вообще - получает одни двойки за невыполненное домашнее задание. Что делать в такой ситуации? Как приучить ребенка делать уроки? В голове роится туча мыслей, усиленные современной педагогической литературой для родителей: правильно ли будет делать уроки вместе с ребенком или же это должна быть полностью его самостоятельная работа? А если делать вместе - то, как именно? Можно ли заставлять ребенка делать уроки или же это причинит вред ему? И, конечно, хотелось бы получить ответ на все эти вопросы не методом проб и ошибок, а точно понимая последствия каждого воспитательного поступка. Сегодня системно-векторная психология позволяет это сделать: безошибочно понять своего ребенка и найти точный, правильный подход к нему.

Ребенок не хочет делать уроки: заставлять или поощрять?

 •  Почему ребенок не хочет учить уроки? В чем причина детской лени?
•  Как заставлять или стимулировать ребенка учить уроки?
•  Если ребенок не делает уроки самостоятельно, что делать - учить вместе с ним или же принуждать к индивидуальности?
•  Ребенок делает уроки слишком медленно - как ускорить его действия? Ребенок очень поверхностно относится к выполнению уроков - как заставить его быть более ответственным?

История педагогики – очень занимательная вещь. Если проанализировать, как учили детей раньше, а вернее, как именно прививали у них любовь к знаниям, то волосы дыбом становятся. С глубокой древности телесные наказания применялись родителями, воспитателями, учителями. Все прекрасно знают, что буквально пару столетий назад в каждой школе стояли пучки розог и специальная скамья, на которой детей пороли. Это было абсолютно нормальной практикой, которая считалась совершенно правильной, такой, какая в конечном итоге делает из детей умных взрослых.

Дети рассматривались можно сказать как собственность родителей, и те могли их наказывать практически любым образом или передоверять это право учителям и воспитателям. Больше того, учеба сводилась к зубрежке, суровой дисциплине и подавлению личности ребенка, с его интересами и запросами никто не считался. Отказ от телесных наказаний начался лишь в XVIII веке, именно тогда возникли первые попытки не заставлять, а заинтересовать детей учёбой. Жан-Жак Руссо одним из первых сформулировал принцип свободного воспитания детей. Он говорил, что учитель должен лишь направлять ребенка, оказывать на него косвенное воздействие, руководить его интересами как бы исподтишка. Взрослый организует окружающую действительность, а ребенок, ведомый собственным желанием, идет за развитием.

Был бы жив Руссо сегодня, наверное, страшно обрадовался бы. Ведь современные педагоги настоятельно рекомендуют – ребенка не то, что бить, но вообще нельзя никак заставлять делать что-то, что ему не нравиться. Говорят, что это вредит психике, тормозит его развитие и так далее. Если для наших пап и мам нормально было получить по попе за не выученные уроки и полученную двойку, то сегодня такое действие считается чуть ли не преступным.

Но возникает вопрос – а что же тогда делать? Ведь все родители прекрасно знают, что дети, дай им волю, все время хотят развлекаться, играть на компьютере и гулять с друзьями, то есть бездельничать, а вот работать – учить уроки, делать домашние задания – это все процесс так сказать заставлятельный. И часто доходит до такой ситуации, когда ребенок не слушается, сам себе на уме, капризничает, кричит, предъявляет какие-то требования и так далее. В такие моменты телесное наказание и парочка хорошеньких шлепков представляются не в таком уж и плохом свете, не правда ли? «Выпороть бы тебя хорошенько, тогда бы уж выучил уроки на пятерки, не пришлось бы краснеть на родительском собрании, понимаешь ли...» - думаем мы про себя. Ярость, злость, обида, непонимание собственных детей словно захлестывают нас. Что делать? Как заставить ребенка учить уроки, заниматься, делать то, что требуется?

Ребенок не хочет делать уроки: заставлять или поощрять?

Как заставить ребенка учить уроки?

Ребенок отказывается делать уроки - вам знакома эта ситуация? Не удивительно, потому что детей, которые бы с восторгом учились, без какого-либо стимула или воспитательного инструмента, не существует в природе. Согласитесь, что намного приятней играться, бегать и прыгать в свое удовольствие, делать то, что хочется, чем работать. А ведь делать уроки - это самая настоящая работа, часто очень трудоемкая для маленького человечка. Не удивительно, что ребенок не хочет этого делать, тем более, если урок слишком сложный или тема совершенно не интересна ему. Для того чтобы ребенок учился, и хорошо учился, необходимо приложить усилие - а для этого нужен стимул. Найдя этот стимул, разумный родитель поможет своему ребенку.

Когда упоминается слова"стимул", "поощрения" в вопросе учебы, большинство родителей уверены, что уже использую его. «Ах, - говорят они, - знаем мы все эти поощрения. Уже столько всего перепробовали, все советы из популярных журналов в жизни испытали, да не помогают они!» Но дело в том, что большинство людей просто не понимают, какое именно поощрение сработает с их, конкретным ребенком. Пробуя разный подход, они часто допускают ошибки.

Некоторые хвалят ребенка, покупают ему хорошие игрушки за высокие оценки, однако это больше похоже на дрессуру. Другие родители уверены, что собственный пример является хорошим стимулом - они делают уроки вместе с ребенком, по факту же получается - за него.

Настоящий стимул для детей заложен в них самих, в их врожденных желаниях. В каждом ребенке от природы есть потенциал и главное разгадать его, действуя через его свойства, а не в противоположном направлении. Подтолкнув ребенка, поставив его на путь интереса, можно приучить его учить уроки по-настоящему, как должно быть. Только в таком случае учеба будет приносить удовольствие.

Разные дети учат уроки по-разному

В действительности, конечно, нельзя ждать от ребенка, чтобы он сам по себе прекрасно учился, взрослел и в конечном итоге превратился в умного, хорошего человека. Все положительные свойства - ни много ни мало, а результат работы, становления в детстве. Родители должны направлять ребенка с самого раннего возраста. Сделать это возможно только понимая психологию ребенка, его врожденные особенности, его внутренние таланты.

Сегодня так понять своего ребенка позволяет системно-векторная психология Юрия Бурлана. Определив векторальный набор ребенка, разобравшись в нем, можно безошибочно понимать его врожденные желания и конфуза в образовательном процессе будет в разы меньше.

Проблема с учебой уроков возникает не только из-за свойств ребенка, но и из-за контрарности его внутренних свойств с векторами родителей. С самыми лучшими намерениями, мы, взрослые, воспринимая ребенка через себя, часто совершаем фатальные ошибки воспитания, что в конечном итоге и приводит к проблемам в школе, в образовании.

Например, ребенок с кожным вектором обладает прекрасной «короткосрочной» памятью, хорошими математическими способностями, чудной логикой. С малого возраста он хорошо и быстро делает урок, когда наконец сядет его делать. Они приходят домой,идут гулять, потом смотреть телевизор, потом - еще что-то, а уроки стремятся делать в самый последний момент. Применяя с раннего возраста дисциплину, контролируя результаты, воплощая здоровое ограничение свободы, четко управляя системой пользы-выгоды, выполнение уроков не будет обузой для кожного малыша. Как правило, так воспитывать детей с кожным вектором прекрасно получается у родителей с тем же кожным вектором.

А вот родители с другими свойствами пытаются переиначить кожного малыша, подогнать его под себя. Так, родитель с анальным вектором требует от детей послушания, усердия, усидчивости. Он уверен, что быстро, на ходу учить уроки нельзя. Подходя к вопросу учебы обстоятельно, они заставляют кожного ребенка долго сидеть за столом, концентрироваться на одном и том же продолжительное время. А это - смерти подобно для кожного вектора, где от природы заложена гибкость, ловкость, желание к постоянным переменам. Как результат - постоянный конфликт, который не может не отразиться на оценках. Взрослые люди с анальным вектором склонны наказывать детей ремнем, что усиливает проблемы в кожном векторе ребенка.

Другой пример, ребенок с анальным вектором. Нерешительный, он боится начать новое дело, он не уверен в себе, так как в его желаниях лежит сделать все на отлично, он перфекционист от природы. Уроки, как правило, дети с анальным вектором делают с большим удовольствием, но долго и упорно, как со стороны может показаться - медленно. Родитель с анальным вектором, как правило, внутренне понимает стремления своего, сходного с собой по векторам, малыша, и помогает во всем - вселяет уверенность в себе, дает столько времени на уроки, сколько нужно, никогда не спешит. А вот родитель с кожным вектором, контрарный по свойствам. Экономя время, он всегда все делает быстро - это его основная ценность. Видя, что анальный ребенок не справляется с домашним заданием сразу, с ходу, он подгоняет его, требует быстрого решения, буквально гонит, винит в нерасторопности, пытается дисциплинировать и ограничивать по времени. Такой напор только усугубляет ситуацию, анальный ребенок не умеет быстро делать, он должен делать качественно. Его реакция на ускорение закономерна - он начинает еще больше медлить, еще больше бояться всего нового. Так самые послушные на свете, анальные дети, становятся самими упрямыми, да еще и агрессивными.

Ребенок не хочет делать уроки: заставлять или поощрять?

Для каждого ребенка необходима определенная реакция на его действия. Кожного ребенка нужно научить самоорганизоваться, привить дисциплину, которая будет сопровождать всю его будущую жизнь. А вот анального ребенка не получится дисциплинировать, да ему и не нужно это. Ему важно, чтобы родители интересовались его учебой, хвалили за успехи, помогали делать уроки. Результат всегда плохой, когда родитель делает так, как лучше было бы для себя, и совершенно не замечает внутренней потребности ребенка. Так, кожно-зрительная мама может совершенно не интересоваться всем этим, она с удовольствием обсудит мальчиков в классе ученицы и взаимоотношения между полами. Получил ребенок тройку - не беда, уверена она, не в этом счастье. Такое отношение к матери - обида для ребенка с анальным вектором.

Множество советов по воспитанию детей с разными векторами в статье "Как любить своего ребенка? Не Януш Корчак, а лучше".

Способными в обучении являются дети со звуковым и зрительным векторами. Эти вектора относятся к квартели информации, а это - жгучая страсть к познанию. В норме звуковик и зрительник учатся просто потому, что им нравится узнавать новое, разбираться в разных вопросах. Почти все науки созданы зрительниками и звуковиками в развитых своих состояниях. Но и из них можно сделать неучей, если заставлять учиться, кричать, бить за плохие отметки, заставлять работать за высокие отметки, манипулировать игрушками или развлечениями, и так далее.

Ребенок с оральным вектором - это не самый лучший ученик. Учить уроки для него, тем более в одиночестве - сущее наказание. Мышление у оральника вебральное, то есть для того, чтобы что-то понять, ему следует это проговорить, выразить вслух. Только таким образом оральные дети понимают материал.

Свои особенности есть в каждом векторе. Их нельзя описать в одной статье. Все, что остается заботливому родителю, это по-настоящему заинтересоваться: а что же на самом деле необходимо моему ребенку, чтобы с удовольствием учить уроки?

Как научить ребенка учиться?

Подходить к воспитанию и образованию детей необходимо системно и с умом. Во-первых, необходимо откинуть себя и научиться понимать внутренние желания ребенка и уметь правильно стимулировать его развитие. Во-вторых, стоит понимать, какие профессии будут приносить удовольствие ребенку в будущем, какая реализация подойдет для него лучше всего и сконцентрировать внимание ребенка на тех уроках, которые пригодятся ему в будущем.

Пользуясь этими двумя правилами, умело общаясь с ребенком не через себя, а понимая его природу, понимая элементарные принципы системно-векторной психологии, любой родитель может научить ребенка учить уроки, не как на каторге, а с радостью и удовольствием. А вот все универсальные советы, которые гребут всех детей под одну гребенку, на самом деле опасны - одному они может быть и помогут, а другому - навредят. Можно ли так рисковать, когда речь идет об образовании?

Прочитать результаты тех, кто уже прошел тренинг, можно по этой ссылке.
Посмотреть, как проходят лекции, можно прямо сейчас – пройдите по этой ссылке и просмотрите любое видео.

Узнать принципы системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно на онлайн-тренингах, они доступны для всех желающих. Получить приглашение на вступительные, бесплатные лекции можно, предварительно зарегистрировавшись тут.

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Если вас интересует психология человека, обязательно оформите подписку на нашу уникальную рассылку в форме под этой статьей. В каждом выпуске - множество материалов на самые разные темы.

Комментарии   

# Дмитрий Протасов 03.06.2014 15:07
Ремень оказывается все-таки надо держать в арсенале
Ответить
# Автор 03.06.2014 15:20
Если хотите вырастить идиота, то да, конечно. Что не сделаешь, ради несчастья собственного чада, не так ли?
Ответить
# Ольга 13.06.2014 14:17
Ну только если для самих родителей - мазохистов :-)
Ответить
# Мася 23.09.2015 08:43
ребята у меня старшый учиться в 3 классе...он никак не хочет делать уроки...я незнаю что делать
Ответить
# Автор 23.09.2015 14:37
Мася, для начала необходимо понимать, что учеба - это всегда усилие. Как и работа для взрослого человека - это же не отдых, это тяжело, а значит неприятно. Но у нас есть то, что толкает нас все же делать работу - это то удовольствие, которое мы получаем от реализации себя, а также зарплата - денежное вознаграждение за работу.
Вот, например, представьте себе инженера, который строит мост. Тяжело ли ему? Сложно ли? Конечно! Что-то с чем-то не сходится, очень много головоломки. Но какой потом будет восторг, когда этот мост в конечном итоге будет построен! Да еще и зарплата к этому! Поэтому мы, взрослые люди, делаем над собой усилие и идем на работу - развиваемся, растем.
Задача родителя в учебе - научить ребенка именно этому процессу. ДЕЛАТЬ НАД СОБОЙ УСИЛИЕ, чтобы вырасти, развиться. И делать это надо так, чтобы ребенок видел результат своего развития. Получал удовольствие от хороших оценок, понимал, что его знания дают ему возможность в будущем получить хорошую работу и так далее. Какие-то предметы может быть не нужны ему, а какие-то более интересны. Все это нужно искать вместе с ребенком. К разным детям необходим разный подход. Собственно, об этом и есть данная статья. Если Вы ее внимательно прочли, то знаете, что делать дальше.
Ответить
# Seigfried 11.10.2015 18:21
Просто интересно какую мотивацию вы можете предложить для шестилетнего ребенка, который живет в своем мире "собачек и кошечек"? Вы ему тоже про карьерный рост лекцию прочитаете? О каких склонностях к будущим профессия может идти речь, если ребенок не умеет ни читать, ни писать и категорически отказывается это делать. Оценок в первом классе нет. Система поощрения/наказ ания отсутствует, нет даже "солнышек" и "тучек". В его мире он уже работает на заводе с котом Васькой и вполне успешен и самодостаточен и никакая школа для этого не нужна, те более домашние задания.
Ответить
# Автор 12.10.2015 16:53
Seigfried, задача родителя найти для своего ребенка мотивацию. Какая это будет мотивация - это ребус, который предстоит разгадать.
Но нет на свете ребенка, к которому невозможно найти ключик. А по вашему описанию очевидно, что ребенок ваш очень умный :-) так что перед вами выбор: можно вырастить гения, а можно идиота.
Ответить
# Seigfried 01.11.2015 18:24
мотивация - ребус, который предстоит разгадать... Та что вы говорите, а я то думал....Одним словом совет на уровне чукчи из анекдота "здесь трактор нужен". Интересно, если бы вы услышали от врача совет из серии "Вам просто надо выздороветь, а как это сделать - ребус, который предстоит разгадать ". Как долго бы вы лечились у такого врача?
Ответить
# Автор 18.11.2015 00:49
Seigfried, Вы перекручиваете мои слова, давайте и я перекручу Ваши для равенства, так сказать :-)
Представьте себе врача, к которому вы пришли и говорите, болит живот, но анализы сдавать боюсь, дотрагиваться ко мне нельзя, язык не высуну, даже раздеваться не буду. Долго ли Вас такой врач будет лечить? И вылечит ли?
Вы описали очень сложный психологический случай - в 6 лет ребенок "живет в своем мире", не читает, не пишет, фантазирует. И Вы хотите, чтобы я дала Вам точный ответ, что делать? Так не бывает даже в выдуманных детских мирах - чем сложнее проблема, тем сложнее ее решение. НО ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО РЕШЕНИЯ НЕТ.
Могу Вам привести несколько примеров научных статей, которые написали врачи-педиатры- психологи после изучение системно-вектор ной психологии Юрия Бурлана про некоторые случаи сложных ситуаций с детьми (они не похожи на ваш случай, это просто как пример как это работает):
аутичные дети - http://www.yburlan.ru/biblioteka/autizm-ego-korni-i-korrektsionnye-metody-na-osnove-sistemnovektornoi-metodiki
ребенок постоянно тычет маме в лицо пальцами http://www.yburlan.ru/biblioteka/klinicheskii-sluchai-konsultatsii

В чем смысл моего поста о мотивации был - в том, что никто кроме вас вашему ребенку не поможет. А Вы ПОМОЧЬ можете. Если ребенку 6 лет все можно изменить, причем легко. Но сделать это можете Вы и только Вы, ждать и надеяться, что само прийдет или добрый дяденька врач поможет не следует. Но это не значит, что просто так надо придумать из головы решение проблемы - а опираясь на точные знания по психологии, определяя своего ребенка по векторам и понимая откуда в нем его проблемы.

Приглашаю Вас хотя бы попробовать - вступительные лекции по системно-вектор ной психологии абсолютно бесплатные, они проходят онлайн, доступны всем у кого есть интернет. Вот здесь регистрация www.yburlan.ru/besplatnye-treningi. Приходите, я уверена, что после вступительных лекций Вы многое поймете о своем ребенке и уже сможете что-то изменить. А потом обязательно напишите комментарий об этом здесь :-)
Ответить
# Ekaterina Voznitskaya 29.11.2015 15:01
Кое-каи инструменты все равно можно попробовать найти. Например, у нас в школе ввели электронные учебники. Успеваемость повысилась на 10% у детей пока.
Ответить

Добавить комментарий

   

Защитный код
Обновить

Flag Counter