Main menu

Выборка по тегам

Как правильно научить ребенка читать?

Методик, как научить ребенка читать, сегодня существует предостаточно. Некоторые из них основаны на традиционном подходе, другие – современные. Какую из них выбрать, как научить ребенка читать? В данной статье не будет обзора педагогических программ. Вместо этого мы постараемся разобраться в психологии чтения и ответить, почему так важно ребенку научиться читать? Почему некоторые дети лучше и быстрее учатся читать, чем другие? Как сделать так, чтобы ребенок с радостью и рвением старался научиться читать? Именно в ответах на эти вопросы и кроется возможность подобрать действительно правильную, идеальную методику, как можно научить ребенка читать.

научить ребенка читать 5 лет

•    Почему некоторые дети учатся читать быстро, а для других - это тяжелое занятие?
•    Как сделать так, чтобы обучение чтению превратилось в приятное времяпровождение, а не в "бои без правил"?
•    Почему так важно для ребенка, научиться читать в детстве и вместе со сверстниками?

Чтение... что значит это действие для человека? Для кого-то чтение - это нечто поистине великолепное: когда вечером, сидя в удобном кресле, завернувшись в плед, попивая горячий какао, можно часами наслаждаться шедеврами классической литературы или научно-популярной фантастики. Для другого, чтение это возможность познавать сложную науку, разбираясь в ворохе энциклопедических знаний и множестве терминов. Для старенькой бабушки, получившей всего 4 класса образования в далеких 20-х годах прошлого века, это возможность получать весточку от мужа с фронта.  Большинство же из нас не относятся к умению читать, как к чему-то особенному: мы читаем мимоходом, газеты и журналы, ценники  и рекламные объявления, расписание автобусов и графики дежурств. Так, как будто умение читать было дано нам с рождение. И вспоминаем мы о том, что чтение - это весьма сложная наука, только, когда подрастает новое поколение и возникает вопрос: как научить ребенка читать? И тут мы сталкиваемся с проблемой: оказывается это все не так просто и не так быстро, а бывает даже - с истериками и приступами взаимной ненависти между родителями и ребенком.

Как научить ребенка читать быстро и просто?

Прежде чем искать ответ на вопрос, как научить ребенка читать, очень важно понять, зачем это ему? На первый взгляд - очень странный вопрос с очевидным ответом. "Как зачем? - скажет любой родитель, - чтобы уметь делать все то, что описано в абзацах выше: наслаждаться литературой, учиться, познавать, узнавать". А можно ли научить всему этому, если заставлять, принуждать, наказывать? Можно ли научить любить процесс чтения, если процесс учебы омрачен обязанностью учиться?

Прежде чем бросаться ревностно и быстро учить ребенка читать, необходимо понять, что это умение для него очень важно и нужно. Во-первых, потому что это сегодня общераспространенный способ получения информации. Во-вторых, потому что ребенок должен не отличаться от остальных детей в своей группе, а иначе - рискует стать изгоем. В-третьих, потому что чтение действительно может стать для него любимым занятием.  И только от родителя (учителя) зависит, насколько все три пункта смогут воплотиться в жизнь.

Современные методики, как научить ребенка читать, могут быть излишне новаторскими и даже беспочвенными, а некоторые из них способны нанести вред детям. Примером может служить методика Гленна Домана. Более подробно читайте об этом в статье "Да, ваш ребенок гений! Можно ли с помощью методики Гленна Домана “обмануть” природу человека?"

Нашим прабабушка и прадедушкам тяжело было учить науку письма. Их родители не умели читать и спокойно себя чувствовали, поэтому процесс проходил тяжело и долго. Современные дети совершенно иные: они быстрее и легче схватывают, в более раннем возрасте познают возможность чтения. Но надо понимать, что одним это дается проще, а другим - сложнее. Отстающие в этом плане дети, а также те, кто с раннего возраста отказываются или даже ненавидят читать - это не свидетельство отсталости ребенка, а всего лишь следствие т.н. учебного процесса, когда выбрана неправильная методика и неправильный подход к обучению.

Чтение - мое самое любимое занятие

Долгое время в педагогике считалось, что ребенок - это чистый лист бумаги. То, что родители и учителя на нем сумеют записать, то и ляжет ему в душу, в этом он и будет дальше совершенствоваться. Сегодня с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана мы понимаем, что это утверждение лишь одна часть правды. Другая часть ее состоит в том, что у ребенка от природы есть свои способности и свои желания, которые кардинально отличают его от других детей. И именно в зависимости от развития этих самых природных свойств и зависит его будущее. Другими словами, если у мальчика есть чувство ритма, но слабенькое тело, то, несмотря на то, что он «чистый лист», ни при каких условиях боксера из него не получится. Как бы не "писали" ему эту судьбу учителя или родители. В тоже время в зависимости от того, куда его умело направят, например, в танцы или в музыкальную школу по классу скрипка - там и будет его судьба, его самосовершенствования.

Как научить ребенка читать быстро

Точно так же и с чтением, не всем детям чтение представляется интересным занятием и не для всех оно в будущем будет нужно, как процесс, доставляющий удовольствие. Не каждый ребенок будет зачитываться литературой, и поглощать энциклопедии одну за одной. Это прерогатива только некоторых детей. А именно, обладателей одного или нескольких из трех векторов:

•    зрительного: у таких детей зрение - более чувствительный орган, чем у других. Именно простая стимуляция зрения, как, например, созерцание красоты, или более сложная, как умение почувствовать эмпатию к другому человеку, - это природные желания, за которыми зрительный ребенок с удовольствием идет. Информация об окружающем мире - это интерес зрительного ребенка, его желание и его страсть, заданная от природы. Именно зрительник хочет знать, отчего трава зеленая, а радуга - красивая. Зрительные дети очень любят слушать сказки, которые читает мама, фантазировать и представлять себя в роли главных героев. Зрительным людям задано испытывать настоящее удовольствие от чтения и художественной литературы, и научно-популярных рассказов о природе.

•    звукового: хотя у звуковых детей более чувствительным органом является ухо и они прекрасно ловят информацию именно на слух, но современный мир насыщен письменным словом, поэтому именно умение читать становится основным источником познания для звукового человека. Звуковые дети ищут ответы на свои вопросы в философии, они любят фантастику, научные статьи о космосе и физике. Более того, развитые в детстве звуковики умеют и любят читать и писать не только на родном языке, но и на иностранном.

•    анального: желание накапливать опыт и традиции предыдущих поколений раньше реализовались в этом векторе и без умения читать. От деда к отцу, от отца к сыну - именно таким образом передавались знания. Сегодня информации слишком много в разных областях, не удивительно, что она теперь передается письменным словом в учебной литературе. Анальные люди от природы - это самые лучшие ученики (как желающие накопить знания) и они же являются самыми лучшими учителями (как желающие передать знания дальше, следующим поколениям). Поэтому для анального ребенка очень важно уметь читать и писать, чтобы исполнять свою роль.

Потенциально научить читать детей с анальным, а тем более звуковым и зрительным векторами, не составляет трудностей. Все они хотят этого. Все, что нужно - это создать ребенку искусственную нехватку. Другими словами, в следующий раз, когда ребенок будет просить прочесть ему сказку перед сном, то мягко отказать ему в этом. Это натолкнет ребенка на мысль, что если он хочет узнать новую сказочку, то лучше всего самому научиться читать и быть самостоятельным от свободного времени мамы. Пускай он попросит вас об этом! И уже потом,  от его собственного желания, можно отталкиваться в обучении чтению. Только в таком случае, ребенок научиться читать быстро и просто.

Современные технологии великолепно помогают ребенку научиться читать. Многие родители отказываются от использования компьютеров, планшетов и смартфонов в обучении детей чтению, ссылаясь на вредность и нетрадиционность таких методов. На самом деле это большое заблуждение - в будущем ребенку предстоит жить в мире, пронизанном компьютеризированной техникой, и чем раньше он с ними познакомится, тем лучше. Более того, современные технологии позволяют сделать обучение чтению приятным занятием, обратить его в легкую игру, необычайно заинтересовать малыша и сделать сам процесс приятным. И какой великолепный бонус для мамы - она может заниматься другими делами, а не познавать педагогику с нуля.

Если мама заставляет ребенка учиться читать, приказывает, злится, спешит, отрывает от других, более интересных в данный момент занятий, а кроме того, еще и наказывает, если у ребенка не получается научиться читать так просто и скоро, как ей этого хотелось бы, то именно тогда ребенок начинает испытывать трудности.

В частности, анальный ребенок, подгоняемый родителем, начинает тормозить. От природы ему необходимо немного больше времени, чем другим. Кроме того, есть в нем некоторая боязнь начать новое дело, вдруг не получиться - можно опозориться. Поэтому анального ребенка нельзя учить чтению без моральной подготовки и подбадривания. Чем больше гнать его в шею, тем больше он будет замедляться, тем дольше времени ему будет нужно, чтобы разобраться.

как правильно научить ребенка читать

Другой пример, если над зрительным ребенком смеяться, когда он делает первые попытки в чтении, то он может начать стесняться себя, это прекратит его развитие и чтение не будет для него чем-то приятным. Мозг звукового ребенка изначально нацелен на осмысление всего на свете, в том числе и письменного текста. Когда звуковой ребенок учиться читать, ему необходимо дать возможность сконцентрироваться, а для этого надо создать тихую, спокойную атмосферу. Если же учеба происходит в постоянном шуме, резком и сильном, если на такого ребенка постоянно повышать голос, обзывать "идиотом" из-за его ошибок, то ничего хорошего из такой учебы точно не получиться.

Чтение - это удовольствие для детей со звуковым, зрительным и анальным векторами. Точно такое же, как мороженое или мультфильмы. Правильно подтолкнув, найдя свою методику обучения ребенка чтению, родители получат еще один козырь в свои руки. Кстати, очень полезный - ведь подарить на день рождение ребенка энциклопедию куда как приятней, чем визжащую игрушку без смысла. Более того, обладая высоким уровнем письменного слова именно эти дети в потенциале могут вырасти в гениальных писателей и создавать литературу, учебники, энциклопедии и т.д.

Насильственно учить таких детей читать - это отобрать у них радость всей будущей жизни, лишить одного из самых приятных занятий, сделать весь процесс чтения противным и неприятным. В конце концов, научившись читать, они уже никогда не поймут, что такое чтение на самом деле.

Как научить ребенка читать, когда это не интересно?

Для детей без хотя бы одного из трех вышеназванных векторов, чтение - не самое интересное занятие на свете. Это не означает, что на них надо махнуть рукой или посчитать тупыми, но надо понимать, что нет ничего страшного, если такой ребенок научиться читать не в 4 или 5 лет, а в 6 - уже в школе. Не стоит переживать по этому поводу - всему свое время и каждый ребенок обязательно научиться читать.

У детей с другими векторами - иные желания и возможности. И раннее детство им дается для осваивания своих, особенных навыков, в перечень которых чтение не входит. Так, ребенок с кожным вектором, с ранних лет легко изучает арифметику - он может не уметь читать, но уже великолепно считать. Так же он гибкий и быстрый от природы, поэтому может начать танцевать или заниматься бегом. Ребенок с оральным вектором в ранние годы учиться ярко говорить, коммуницировать с другими своим словом. У каждого своя задача и своя роль, и если в 4-5 лет ребенок не проявляет никакого рвения к чтению, можно не волноваться по этому поводу. Главное - чтобы он успел научиться читать по общепринятым нормам.

методика, как научить ребенка читать

Кроме того, поскольку чтение само по себе для таких детей не является интересом, то необходимо придумать какой-то дополнительный стимул для них. Тут придется приложить усилие. В конце концов, научившись читать они не будут наслаждаться от самого процесса чтения, не утонут в классической литературе, сами никогда не станут писателями. Но чтение и письмо необходимы им для жизни в современном мире точно так же, как и всем остальным, поэтому родители и учителя должны найти подход и научить такого ребенка читать, как и всех остальных. И правило тут такое же: без принуждения, без насилия, без криков и истерик.

Как научить ребенка читать: книга и слово

Разыскивая методику, как научить ребенка читать, необходимо в первую очередь понимать своего ребенка, его желания и его устремления. Разобраться, что такое письменное слово для него, какую роль оно будет играть в его жизни. И уже во вторую очередь, идти за желаниями ребенка, помогая ему на пути изучения чтения.

Не надо стремиться за быстротой, ориентироваться на какие-то максимумы, оглядываться на соседских детей. Есть стандарты образовательной системы, и все дети вполне могут им соответствовать. Если ребенок в 3 года еще не читает и не проявляет интереса к этому процессу - это не трагедия, и не надо заставлять его. Если ребенок в 3 года уже очень сильно хочет сам читать, можно легко этому его научить без насилия - и это тоже будет нормой.

Статья написана по материалам системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Приглашаем всех, кого интересует правильное, гармоничное развитие ребенка, посетить вступительные, бесплатные лекции по этой науке. Они проходят в онлайн формате и доступны всем желающим.

Получить приглашение на ближайшие лекции можно, оставив свои координаты, просто кликнув на баннер:

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Детство - краткий миг. Правда детям так не кажется, они хотят поскорее вырасти. А вот для взрослых, а особенно, родителей, детство - это действительно краткий миг, ведь за него надо очень много успеть сделать: научить, воспитать, задать правильное направление, вырастить хорошего человека. Если вас интересует, как это сделать наилучшим способом, предлагаем вам множество факультативной информации по системно-векторной психологии Юрия Бурлана в нашей интерактивной рассылке. Чтобы оформить подписку, достаточно заполнить форму внизу.

Комментарии   

# мортр 15.08.2016 11:56
аНальный вектор--или все таки аННальный? статья про познание...
Ответить

Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий авторизировавшись через любую из представленных социальных сетей либо просто указав имя и эл. почту

   

Защитный код
Обновить

Flag Counter