Main menu

Выборка по тегам

Испуг у ребенка: что делать?

Испуг у ребенка - давно наблюдаемое явление. Психологическая реакция на испуг зачастую истолковывается, как особенность, которую ребенок сам собой перерастет. Иногда сильные страхи ведут к  обращению к детскому психологу, который, например, с использованием игры, рисунков старается помочь ребенку забыть то, что его испугало. Но не всегда это помогает. А ведь очень важно, если у ребенка случился испуг, приложить все усилия, чтобы по-настоящему снять его.  

Испуг у ребенка: что делать?

•    Что такое испуг у ребенка? Какие признаки того, что ребенок сильно испугался?
•    Почему и от чего может произойти испуг с ребенком?
•    Что происходит во время испуга с ребенком?
•    Почему в одной и той же ситуации один ребенок не пугается, а другой испытывает испуг?
•    Что может снять испуг с ребенка? Можно ли снять испуг с ребенка в домашних условиях?

Как правило, после испуга внимательная мама сразу же понимает, что с ребенком произошло что-то плохое. Он начинает вести себя не так, как необычно. Часто это проявляет себя слезами и истериками, но далеко не всегда. Иногда ребенок, наоборот, может замкнуться в себя и молчать, не отвечая ни на какие вопросы.

Одна моя знакомая рассказывала, что ее дочь после увиденной смерти котенка под колесами автомобиля, почти никак не изменилась. Она вела себя, как всегда, только стала иногда часто моргать и широко открывать глаза. Другая поведала печальную историю о том, как ее сынишку, соседка пообещала отдать злым людям, которые выколют ему глаза и съедят его на ужин. Ребенок полностью потерял аппетит и стал панически бояться чужих людей, хотя до этого был очень общителен. То есть симптомы испуга могут быть самыми разнообразными.

Определить испуг ребенка - это лишь первый шаг. А что делать дальше? Тут без понимания причин и особенности психики детей, которые могут подвергаться испугу не обойтись. Прекрасно это явление объясняется системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Испуг у ребенка: что делать?

Испуг у ребенка через призму системно-векторного мышления

Далеко не все дети способны получить ущерб от испуга. Да, сильный стресс может испытать любой ребенок, особенно, когда он теряет защищенность, но испуг - это реакция только детей - обладателей зрительного вектора. Часто именно наличие или отсутствие зрительного вектора влияет на то, что попав в одну и ту же ситуацию, один ребенок очень легко забывает о ней, другой же - не может избавиться от испуга длительное время.

Зрительные дети более глубоко чувствуют страх, чем все остальные. Это ощущение у них не такое, как у других детей. Каждый ребенок может испугаться, но именно маленький зрительник ощущает страх, как сильную эмоцию, которая может очень глубоко ранить, если застанет врасплох. Испуг у зрительного ребенка, может быть от какого-то страшного события: например, при смерти домашнего животного, нападении собаки, потери родителей в лесу на несколько часов и т.д.

Если ребенок со зрительным вектором зациклиться на страхе, это затормозит его развитие. Испуг для таких детей может обернуться проблемами в будущем. От природы зрительным людям задано развиться из страхов в сопереживание и способность творить. Они могут реализовать свои таланты в профессиях художника, писателя, врача, актера, ученого, дизайнера и тд. Однако испуг может оборвать такое развитие - страхи не дадут реализоваться в жизни так, как было задано.

Как мне "выливали" испуг волшебством

Когда я была маленькой девочкой, лет 6-ти, нас с братом отправили к бабушке на лето в деревню. Ездила я туда и раньше, но при этом с нами всегда была мама, и мы были там всего месяц, в ее отпуск - а потом возвращались в город. Но это был 1986 год, взорвался Чернобыль и родителям настоятельно рекомендовали увезти детей подальше. Именно так и осталась наша бабушка с двумя малолетними детьми на руках, а мама уехала назад на работу.
Мне нравилось жить у бабушки, она любила нас и никогда не обижала. У нас жила коза и трое козлят - они все были забавными и милыми. Днем они паслись на привязи недалеко от железнодорожной станции. Бабушка, брат и я каждый день ходили к нашим козам на обеденную дойку. У каждого из нас было по ведерку: у бабушки огромное 12-литровое ведро, у старшего брата 5-литровое и у меня - маленькое, почти игрушечное на пару литров. Бабушка доила и поила козу, брат поил старших козлят и ломал для них молодые веточки с деревьев, а на мне была ответственность за самого маленького козленка. Он родился меньше других, поэтому ему требовался дополнительный уход. В кармане фартука я всегда несла для него кусочек белого хлеба, а в мое ведерко, к воде добавлялась мука и немного молока.
Мы делали так каждый день уже пол лета. И все было хорошо, пока однажды....
Надо сказать, что козы - презабавнейшие животные: они спокойно себе лежат и горя не знают, пока на горизонте не появляются хозяева. Тут же они подскакивают, начинают бегать, блеять и всем своим видом показывать, что очень соскучились. Они рвутся вперед и каждый, конечно же, знает свое ведерко.
И в этот день все было так же. Светило яркое солнце, мы шли, как всегда. Выйдя из-за пригорка, мы увидели коз, которые тут же начали радостно блеять и метаться. Все... кроме моего. Меня это удивило. Мой козленок был подальше, ближе к кустам и я пошла его искать. Я отчетливо помню эту картину: за кустиком я увидела его тельце. Козленок повис в ветках в неуклюжей позе. Из его горла вылизала белая пена, а глаза были страшно выпучены.
Мое ведерко упало и привлекло внимание бабушки, которая бросилась на помощь к козленку. Она старалась откачать его, заливала водой, ругалась на брата, и причитала. Все это время я стояла и смотрела в утухающие глаза козленка и мне было сильно не по себе. Я не кричала, не плакала – думаю, потому что я просто не знала, что такое смерть. В конце концов, бабушка сказала брату увести меня домой и принести лопату. "Зачем лопата?" - спрашивала я у брата, который был слишком серьезный и молчаливый. "Зачем лопата?" - спросила я у бабушки, когда она вернулась домой, но она промолчала и пошла по свои делам. А вечером бабушка с пастбища привела домой козу и двоих козлят, а моего, маленького, не было. "Зачем лопата?!!!!!" - вцепилась я в бабушкин подол, и у меня перед глазами стояло тельце моего маленького козленочка.
Брат молчал, бабушка сказала, что козленок умер, она его закопала там же, под тем кустом. В общем, смысл ее сообщения был успокаивающим, но меня он не успокоил. С тех пор я перестала нормально спать. Ночь за ночью, проснувшись в темноте, я начинала кричать, и бабушка брала меня к себе в кровать. Там на перине, под боком у большой, доброй бабушки мне приходило умиротворение и успокоение. Но ненадолго. Ведь бабушка быстро засыпала, а я начинала бояться. Темнота обволакивала меня, а бабушка, которая всегда спала на спине, сложив руки на груди в замок, пугала меня еще больше. Я слушала ее дыхание - вдох-выдох.... вдох-выдох.... вдох-выдох... секунда... другая... вдоха нет! Вдоха нет!!!!! Я срывалась и начинала трясти бабушку за руку: "Ты умерла? Ты умерла? Ты умерла!!!" Страх накатывался на меня волнами, бабушка открывала глаза спокойно так говорила "Нет, я жива, спи" и вновь засыпала. Процедура повторялась за ночь не раз и не два. "Не волнуйся, внученька, я никогда не умру. Не бойся!"
Так продолжалось каждую ночь, пока вконец измученная моими ночными трепыханиями, бабушка не созвала консилиум соседок. Все вместе они легко узнали, что у ребенка испуг. И что надо срочно меня везти к бабке-травнице на хутор. Бабушка оставила хозяйство на брата, посадила меня на раму велосипеда и мы поехали. Длинная ветвистая дорога через бескрайние украинские поля с золотой пшеницей привела нас к избушке, которая одиноко стояла на хуторе. Бабушка всю дорогу морально готовила меня, говорила, чтобы я не боялась, что травница страшная, неприятная, у нее на носу бородавки, но она мне поможет, и я перестану подрываться по ночам. А я почему-то и не боялась совсем.
Приехав туда, мы зашли в большой двор. Удивительно, но бабушка боялась больше меня. Мне же там понравилось - запах душистых трав, которые сушились повсюду, приятно бил в нос. На дворе было светло и солнечно, а на порог вышла маленькая, скрученная бабка.
"Вот, Ванновна, внучка моя - испуг у ней, боится спать, кричит" - бабушка подтолкнула меня к старушке и я подошла. Старушка погладила меня и спросила - чего я испугалась. И конечно наружу выплыла история с козленком, и пеной у рта, и затухающими глазами.
Травница вздохнула и повела меня в дом, усадила на стул, дала теплого молока. А потом взяла яйцо и стала водить по голове и что-то шептать. Мне было не страшно, а скорее интересно. Она зажигала свечи и тушила их, набирала воду в плошку и переливала в другую, закручивала яйцо на столе, а потом бац и разбила его в воду: "Смотри, видишь козленочек в желтке?" - я присмотрелась. Маленькое бурое пятнышко на желтке чем-то напоминало козленка с рожками. "Да", - удивилась я. "Вот! А теперь смотри, козленочек ушел, ему хорошо, все хорошо - он убежал далеко-далеко" - от этих слов я почему-то заплакала, впервые за все время. Травница погладила меня по голове. Она вывела меня к бабушке, и мы поехали домой. Светило солнце, колосилась пшеница и мир казался мне прекрасным.
С тех пор я прекрасно засыпала ночью и не кричала. Никогда больше я не вспоминала о козленке и спокойно спала в своей кроватке.
К сожалению, когда со мной случилась другая история - смерть хомячка, уже в городских условиях, родители не обратили внимание на мой испуг, они подумали, что все пройдет само собой. А этот эпизод катастрофически отразился на моем зрении. Об этом более подробно читайте здесь.

Системный анализ

Сегодня, через системно-векторное мышление, я легко понимаю, каким образом бабка-травница сняла с меня мой испуг - конечно, в этом не было никакого волшебства, а всего лишь интуитивный психологический прием - через мое врожденное образное мышление она перевела акценты со смерти в жизнь, дав возможность мне вывести свой страх в слезы, вывести в сострадание.

Зрительный вектор - это большая впечатлительность и фантазийность. Ребенок со зрительным вектором обожает сказки и приключения, в которых добро и правда побеждает зло и ненависть. Поэтому зрительного ребенка довольного легко избавить от испуга - необходимо помочь ему вытолкнуть страх наружу. И чем быстрее это произойдет, тем легче и проще перенесется травма.

Зрительному ребенку задана амплитуда: от самых диких истерик с воплями и криками до умения сочувствовать котенку или бабочке, плакать и по-настоящему любить. Сегодня маме, чтобы снять испуг с ребенка самостоятельно, можно не опираться на народные методы, а действовать очень точно через психику. Подобрать такие слова, чтобы перевести страх в сострадание. Тем более, что в корнях зрительника пугает только одно - смерть, потом уже этот страх приобретает трансформации - темнота, гроб, лопата, могила. Прервав эту цепочку до раскачивания фантазии, мы избавим ребенка от испуга в считанные часы.

ВРЕЗКА. Маленьким зрительным детям категорически нельзя видеть смерть, похороны. В норме любой зрительный человек может выдержать потерю даже самого близкого человека, вынося это в слезы, сострадание, но маленький ребенок может не выдержать сверхстресс.

Нужно понимать, что жизнь - штука разнообразная и ни один зрительный ребенок не застрахован от испуга. Как бы мы его не оберегали, он может увидеть смерть, испытать боль, суметь выдержать стресс, перенести его без ущерба для себя. Родитель может только помочь справиться с ситуацией, снять любую психологическую травму ребенка не интуитивно, а сознательно - просто научившись понимать, что и почему происходит.

Статья написана по материалам системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Узнать больше можно на вступительных, бесплатных онлайн тренингах. Чтобы записаться на них, перейдите по этой ссылке.

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Добавить комментарий

   

Защитный код
Обновить

Flag Counter